Форум » Дрессировка » Зоопсихология » Ответить

Зоопсихология

Ника: Всё, что касается психологии наших любимцев.

Ответов - 20, стр: 1 2 All

Ника: Управление поведением собаки Для управления поведением любой собаки в быту необходимы и достаточны 5 основных навыков, входящих в стандартный Курс Общего Послушания/Курс Общей Дисциплины (ОКП/ОКД) и в курс "Управляемая Городская Собака" (УГС). К ним относятся следующие команды: * "Ко мне!"; * "Рядом"; * "Фу!"; * "Сидеть"; * "Гуляй". Опишем значения и стандартные применения этих навыков вместе с не входящими в нормативы, но допустимыми и удобными практически вариантами перечисленных команд, а также со вспомогательными командами, облегчающими выработку соответствующих навыков. 1. Команда "Ко мне!" в ее нормативном варианте обозначает подход собаки вплотную к хозяину с посадкой у левой ноги человека или напротив него. Для того, чтобы не снижать значимость команды и сохранить практическое удобство, она должна быть разучена именно в "строгом" варианте. В быту эта команда используется для того, чтобы отозвать собаку от того, что привлекло ее внимание, а также для того, чтобы предотвратить какие-либо действия собаки или взять ее на поводок. Если же возникает необходимость вернуть собаку ближе к хозяину, в пределы видимости, но физический контакт и иммобилизация собаки при этом не обязательны, то полезно употреблять не нормативный, а более "мягкий" вариант - например, "Иди сюда". Этот вариант команды подзыва обозначает, что собака должна приблизиться к хозяину, оказавшись в поле его зрения (выйти из-за кустов, угла дома), и не удаляться более, чем на предписанное хозяином расстояние, но может при этом продолжать вести себя так, как желательно ей. Правила применения команды подзыва не сложны. 1. Команда подзыва должна применяться не для пресечения нежелательного поведения, а только заблаговременно, для его предотвращения. 2. Команда подзыва в реальных ситуациях не является самоцелью, а подкрепляется следующей за ней другой командой или каким-либо действием хозяина (можно, например, поправить ошейник собаки или осмотреть ее лапы). 3. После подхода на подзыв запрещается ругать или наказывать собаку; следует похвалить ее за подход, независимо от того, что она делала перед этим и насколько ее действия были предосудительны с точки зрения хозяина. 4. Команду подзыва необходимо повторять по нескольку раз за прогулку, подкрепляя ее какими-либо действиями и снова отпускать собаку. Для того, чтобы собака легко и охотно позволяла после подзыва взять себя на поводок, на этапе формирования навыка полезно связать это действие с чем-либо, очень приятным для собаки (например, с переходом на другое место и продолжением прогулки с более интересными занятиями). Важно, чтобы собака воспринимала поводок не как сигнал к окончанию удовольствий, связанных с прогулкой, а как один из вариантов их продолжения. При тренировке подзыва рекомендуется время от времени брать собаку на поводок и переводить ее на другое место, где ее нужно хотя бы ненадолго отпустить или выполнить интересные и приятные для нее упражнения с более активным подкреплением. Если эти правила выполняются, то собака нередко выполняет бытовую команду "На поводок" охотнее, чем нормативную команду "Ко мне!". При окончании прогулки полезно дублировать команду подзыва вспомогательной командой "Домой", произносимой при пристегивании поводка. Срыв команды подзыва служит одним из признаков недостаточного контакта с хозяином и/или синдрома ранней депривации с упущенными возможностями использования импринтинга (см. раздел 6.2). 2. Команда "Рядом" обозначает движение собаки вровень с хозяином, у его левой ноги, на ненатянутом поводке или без поводка. На практике хозяева собак неслужебных пород из соображений собственного удобства нередко водят собак справа от себя, что нельзя считать предосудительным. От привычной стороны движения зависит и выбор дополнительного, очень удобного в бытовом отношении, варианта - "Справа" или "Слева", при котором те же действия выполняются по другую сторону от хозяина. В воспитательной и корригирующей дрессировке упражнения на выполнение команды "Рядом" используются для "врабатывания" собаки, сосредоточения ее внимания на командах хозяина, а при необходимости - для перехода к стопроцентному управлению поведением. Основное воздействие этой команды на психику собаки состоит в отработке прогнозирования распоряжений человека и в согласовании темпоритмов психической деятельности собаки с действиями хозяина. Очень часто складывается парадоксальная ситуация: после команды "Рядом" и собака, и хозяин стремятся натянуть поводок (иногда можно видеть, как хозяин отводит руку с поводком назад или вбок, чтобы натянуть поводок с привычной ему силой). Это - обычный результат небрежной выработки этого навыка при самостоятельной дрессировке или под руководством недостаточно опытного инструктора, когда движение вровень с хозяином достигается не за счет рывков поводка, а постоянным силовым "перетягиванием каната". Для правильного выполнения команды "Рядом" применяются следующие технические приемы: Резкие рывки поводком, при необходимости - на парфорсном ("строгом") ошейнике (ни его, ни затягивающиеся "удавки" - цепочки никогда не следует применять для постоянного вождения!); наиболее эффективна водилка - "ринговка" или узкий ошейник- "шнур". 1. Легкие удары - "зацепы" пяткой по грудине собаки при ее выходе вперед (следует помнить, что такой зацеп служит не болевым приемом, а лишь сигналом). 2. Резкие повороты влево при стремлении собаки забежать вправо перед хозяином. 3. "Мельница" - вращение поводка перед носом собаки при попытке выйти вперед (следует следить за тем, чтобы поводок опускался сверху морды собаки, но не проходил под ней, т.е. при движении слева поводок вращается против часовой стрелки, а при движении справа - по часовой стрелке). 4. Вождение вдоль стен, заборов и других препятствий - при стремлении уклониться влево. 5. "Коробочка" - сильный прижим собаки в области лопаток к стене, забору и т.п. при попытке выйти вперед; может выполняться вдвоем, когда второй человек идет по другую сторону от собаки. 6. Легкие удары по корпусу собаки прутиком или стеком - при отклонении в сторону. 7. Легкий удар стопой, стеком, прутиком сзади - при отставании собаки. 8. Резкие щипки за шкуру на спине при отклонениях от направления движения и при выходе вперед - в тех случаях, когда это является проявлением упрямства собаки. Важно помнить, что эти приемы ни в коем случае не служат наказанием за ошибки собаки, а являются только лишь корригирующим механическим воздействием. Поэтому они должны выполняться без большого усилия и совершенно спокойно. При чрезмерной силе приемов и при избыточных эмоциях хозяина они утрачивают всякую эффективность. При остановке хозяина собака, идущая по команде "Рядом", обязана сесть у его ноги (для собак неслужебного назначения можно заменять остановкой; в практике коррекции полезнее всего чередовать остановки и посадки). При этом промежуточная команда "Сидеть" или "Стоять" подается только в ходе первичного освоения навыка. Она может дублироваться легким ударом - "зацепом" стопы, стека или прутика сзади и/или сверху по крупу собаки. Если команда "Сидеть" ("Стоять") подается регулярно после первичного освоения навыка, то собака никогда не будет садиться без этой команды, поскольку не соотнесет это действие с командой "Рядом". Применение парфорсных ("строгих") ошейников и цепочек-удавок не облегчает выработки навыка "Рядом" по следующим основным причинам. Во-первых, металлические ошейники под действием собственного веса опускаются вниз, на сильные мышцы в основании шеи, которые защищают гортань и предотвращают болевое и удушающее действие шипов и металла. Сами по себе болевые и силовые приемы, как и любое насилие, не являются воспитательными и обучающими приемами и скорее затрудняют выработку навыка, чем облегчают ее. У молодых собак и собак с нарушенными отношениями с хозяином необходимо учитывать также и тот факт, что болевые приемы подрывают доверие к хозяину. Гораздо более эффективно применение мягкой и узкой водилки - "ринговки", изготовленной из круглого в сечении сыромятного кожаного ремня (наподобие приводного ремня ножной швейной машины). Такая петля закрепляется на надгортанном щитовидном хряще собаки и не сползает вниз. Короткий и несильный, но резкий рывок водилки с нажимом на надгортанник вызывает у собаки очень неприятные ощущения, но не ассоциируется с угрозой и несправедливым насилием со стороны хозяина. Кроме того, собака не привыкает к такому воздействию, что позволяет применять его в течение более долгого времени, чем парфорсные средства. При этом можно обеспечить желательное направление рывка, корректирующее направление движения собаки. Практика показывает высокую эффективность этого приема при выработке команды "Рядом". Важнейшие упражнения на выполнение команды "Рядом" включают в себя следующие варианты: * движение с переменой темпа (в нормативной дрессировке используются три основных темпа - медленный шаг, нормальный шаг и очень быстрый шаг или бег; в корригирующих целях применяются плавные перемены темпа). * повороты на месте на 90° и 180° с посадкой собаки после поворота (подчеркнем, что поворот на 180° выполняется через правое плечо, если собака слева, и через левое - если собака находится справа). * движение по "змейке" с обходом препятствий (деревьев, столбов, стоек, специальных вешек) попеременно справа и слева. * движение с переменой направления - "зигзаги" и "меандры". * встречное движение двух и более собак. * "змейка" при встречном движении собак. * движение с посадкой и укладкой на ходу, с отходом хозяина в разных направлениях и в разных темпах, с его возвратом или выходом вперед, с приравниванием собаки на ходу и продолжением движения. Эти упражнения выполняются как по отдельности, так и в разнообразных сочетаниях, а также в "зеркальных" вариантах "Справа" и "Слева", что дает большое количество комбинаций для развития вариативного мышления собаки и согласования ее действий с командой хозяина. После освоения навыка "Справа" ("Слева") очень полезно время от времени чередовать эти варианты при выхаживании и повседневном движении по улице. Если конкретная ситуация не требует движения строго у ноги хозяина, то команда "Рядом" может заменяться более мягким вариантом - бытовой командой типа "Пошли", которая допускает свободное движение собаки в пределах длины поводка, но с той же скоростью и в том же направлении, как идет хозяин. Выработка навыка "Рядом" у возбудимых собак, постоянно натягивающих поводок (например, при синдроме ранней информационной недостаточности), существенно осложняется. В этом случае работа начинается на темпе, наиболее удобном для собаки - он всегда оказывается быстрее нормального шага хозяина. После того, как будет достигнуто согласование темпа, отрабатывается очень плавное замедление темпа и только потом - ускорение шага. В этих случаях при коррекции навыка "Рядом" полезно предварительно отработать дополнительные команды "Вперед" и "Тише" (эти навыки заимствуются из службы собак-буксировщиков), после чего отрабатывается согласование скорости движения собаки и хозяина. Если в работе участвует собака-наставник, то можно применить еще одно очень полезное упражнение - вождение двух собак по команде "Рядом" и "Справа" ("Слева") вровень друг с другом. Зоопсихолог-инструктор, взяв на поводок собаку-наставника, ведет ее в "зеркальном" варианте, а хозяин ведет свою собаку на поводке в основном варианте. Собаки движутся между людьми с одинаковой скоростью, не отставая друг от друга и не забегая вперед. Упражнение это тем эффективнее, чем больше различаются массогабаритные показатели и темпоритмы собак. Хорошо обученная собака-наставник без дополнительных команд отслеживает все изменения в движении зоопсихолога-инструктора, заставляя обучаемую собаку и ее хозяина приспосабливаться к ним. Несомненным достоинством этого упражнения является использование подражательного метода дрессировки и удобство контроля действий со стороны хозяина собаки. Команда "Рядом" может эффективно использоваться и в качестве функционального дубля команды "Ко мне" при коррекции подзыва собаки с целью совершенствования отношений с хозяином. Опыт работы показывает, что при использовании в корригирующих программах упражнения с использованием команды "Рядом" резко повышают эффективность согласования темпоритмов психической деятельности собаки с действиями хозяина. 3. Команда "Фу!" служит категорическим запретом нежелательных действий и подается очень резким, угрожающим тоном, отрывисто, на нижних регистрах голоса. Команда "Фу!" никогда не должна оставаться не выполненной! Наиболее частой и естественной для хозяина ситуацией для подачи команды "Фу!" является стремление собаки подобрать что-то с земли. Однако ни в коем случае нельзя ограничивать применение команды запрета только этими случаями - ее необходимо применять для запрета любых нежелательных действий собаки, в том числе - и для запрета вступать в контакт с посторонними, облаивать людей или собак, интересоваться чужими детьми, преследовать кошек и т.п. Команда "Фу!" может применяться в упражнениях и для прекращения движения в нежелательном направлении. При отработке команды "Фу!" уместны любые угрожающие и даже силовые и болевые приемы. Необходимо, однако, тщательно следить за тем, чтобы эта команда не связывалась у собаки с непосредственной близостью к хозяину, иначе она никогда не будет выполняться на расстоянии. В то же время нельзя связывать команду запрета и с подходом на подзыв хозяина - эта ошибка чаще всего служит причиной срыва подхода на подзыв и утраты доверия собаки к хозяину. Здесь очень полезными оказываются разнообразные средства дистанционного управления поведением. Простейшим из средств дистанционного управления служит так называемая "погремушка" - небольшая жестяная баночка, до половины наполненная камешками, гайками, любыми кусочками металла. Ее нужно бросать о землю рядом с собакой или под нос собаке, чтобы ошеломить ее грохотом, не ударив и не причинив вреда животному. Собака быстро понимает, что "погремушка" сама по себе безвредна, но ее ошеломляющее действие, учитывая особенности слухового восприятия собаки, сохраняется. Звук от удара "погремушки" о землю постепенно начинает восприниматься не как прямое воздействие, а как сигнал, равнозначный команде "Фу!". Бросать "погремушку" следует молча, без дополнительных команд и окликов. Впоследствии достаточно бывает встряхнуть "погремушку" в руке, чтобы собака прервала нежелательные действия. Для тех же целей можно пользоваться любым звенящим металлическим предметом - цепочкой, парфорсным ошейником и даже связкой ключей. Такие предметы издают достаточно громкий звук при ударе, например, об асфальт или камень, Однако при падении на мягкую почву импровизированные средства гораздо менее эффективны, чем "погремушка". Кроме категорического запрета "Фу!" в управлении поведением собаки полезно использовать и более мягкие синонимы: "Нельзя", "Не надо" и даже фразы вроде "Куда ты пошел?". Они применяются в ситуациях, не связанных с непосредственной опасностью, чтобы не обесценивать команду "Фу!". Постепенно собака связывает синонимы с особенностями ситуации (включая собственное эмоциональное состояние хозяина) и начинает понимать разные степени категоричности запрета. Надо помнить о том, что команду "Фу!" нельзя подавать после обоснованного включения охранного поведения (независимо от того, работает ли собака по команде или по собственной инициативе). Этот запрет можно использовать для пресечения угрожающего поведения в тех и только в тех случаях, когда это поведение не адекватно ситуации (например, при облаивании детей, при реакции на спокойно идущего или стоящего человека, при бросках на машины и т.п.). 4. Команда "Сидеть" подается не только для остановки собаки в движении, но и для включения процесса торможения в центральной нервной системе. В случае излишнего возбуждения собаки команда "Сидеть", поданная низким и размеренным тоном уверенности, помогает успокоить животное, а в тех случаях, когда перевозбуждение связано с недостаточной адаптивностью центральной нервной системы, посадка позволяет не только сменить возбуждение торможением, но и выиграть время, потребное собаке для осмысления и анализа ситуации. Эта команда может подаваться также для пресечения нежелательного поведения, вплоть до использования в качестве функционального дубля команды запрета. При отработке навыка "Сидеть" необходимо помнить, что сажать собаку болевыми приемами (например, сильными ударами по крупу) запрещается. Частая ошибка хозяев собак состоит в том, что при необходимости посадить собаку они несколько раз резко хлопают ее ладонью по крупу, чем усиливают возбуждение и снижают эффективность этого приема в качестве тормозящего. То же происходит и при многократных повторах команды - это рассматривается как грубая ошибка при отработке любой команды, но в случае применения навыка "Сидеть" в качестве тормозящего также усиливает возбуждение. Собаку сажают при помощи нажима на круп или "зацепа" стопой сзади и сверху. При этом поводок натягивают назад, чтобы воспрепятствовать попыткам собаки двигаться вперед. При разучивании навыка "Сидеть" нужно внимательно следить за тем, чтобы собака не поднималась с места и не меняла позы до освобождающей команды, а также не воспринимала бы похвалу и поощрение как окончание действия команды. При соблюдении этих условий этот навык становится прекрасным средством отработки "выдержки" и эффективным воздействием на состояние психики собаки. При применении команды "Сидеть" для тренировки центральной нервной системы и повышения уравновешенности используется переключение состояния собаки с возбуждения на торможение. С этой целью тормозящая команда подается во время игры, в момент наступления легкого возбуждения, после чего собака выдерживается в этой позе от нескольких секунд до полуминуты. Этот прием повторяется два-три раза (не более!) с интервалами в несколько минут. По мере отработки навыка сначала увеличивается длительность паузы торможения, и только на следующем этапе - уровень возбуждения, при котором подается команда. Обычно навык "Сидеть" осваивается собаками довольно рано и закрепляется очень надежно. Поэтому срыв в выполнении этой команды следует интерпретировать как результат грубейших ошибок хозяина и признак серьезного нарушения контакта, вплоть до разрыва стайных отношений. Именно эта команда может использоваться для диагностики состояния и стиля отношений с хозяином. При срыве навыка или в тех случаях, когда одновременно с торможением необходимо повысить или понизить самооценку собаки, команда "Сидеть" может заменяться командами "Стоять" или "Лежать". Для робких собак с заниженной самооценкой используется команда "Стоять" (с учетом того, что она менее надежно обеспечивает прекращение движения и наступление торможения). С самоуверенными собаками со склонностью к доминированию (особенно в период возрастного бунта и в любом возрасте - для пресечения конфликтности по отношению к хозяину) рекомендуется применять в тех же целях команду "Лежать", которая одновременно ассоциируется у собаки с позой подчинения. В дальнейшем могут отрабатываться разные сочетания этих команд (так называемый "комплекс"). Обязательные упражнения включают в себя выполнение команды "Сидеть" на поводке и без поводка, на месте и в движении. Более сложные формы упражнения предусматривают выполнение этой команды рядом с хозяином и на некотором расстоянии, напротив хозяина и из-за спины собаки (последний вариант наиболее сложен). Очень полезно также отработать управление жестами (не обязательно нормативными), а во многих случаях (в частности, при работе с хозяином эмоционального типа) показано применение синонимов ("Сядь", "Посиди" и тому подобное). Команда "Сидеть" активно используется в управлении поведением собаки при выхаживании и хождении с собакой по улицам, в общественных местах и в транспорте. Кроме того, на этом навыке основывается дальнейшая работа с командой "Место". 5. Команда "Гуляй" имеет два основных значения: (1) освобождающая команда, предоставляющая собаке свободу, например, после вождения по команде "Рядом"; и (2) выгуливание с целью опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Эта команда, независимо от смысловой нагрузки, может выполняться как без поводка, так и на поводке, в пределах его длины. Отпуская собаку по команде "Гуляй", очень полезно продублировать команду движением руки в том направлении, в котором желательно идти собаке. Это позволяет направить собаку в сторону от проезжей части дороги, от детской площадки, от других собак и прочих мест, привлекающих излишнее внимание собаки. На более поздних этапах работы этот навык служит основой для выработки команд, изменяющих направление движения собаки ("Налево", "Направо"). Команда "Гуляй" никогда не должна применяться как освобождающая дома или в местах, где выгуливание невозможно, - в противном случае утрачивается ее второе значение. Для этих ситуаций полезно вести любой бытовой синоним, отменяющий действие предыдущих команд - например, "Свободен". Для того, чтобы команда "Гуляй" служила сигналом к выгуливанию, полезно с раннего детства приучать щенка отправлять свои надобности в определенном месте, не отпуская с поводка. Потом следует перевести щенка в другое место и, отпуская с поводка, вновь произнести слово "Гуляй", указывая рукой в желательном направлении. Такой порядок действий закладывает добротную основу для развития вариативного мышления собаки. Все перечисленные навыки могут эффективно вырабатываться уже в возрасте формирования стереотипов, то есть, примерно с начала третьего месяца жизни щенка, дома и на прогулках, в игровом режиме, наиболее подходящем для этого возраста. Первичное освоение навыков "Ко мне" и "Фу!" возможно еще раньше, уже к месяцу-полутора, а в двухмесячном возрасте легко и надежно формируются и остальные навыки, обеспечивающие управление поведением. В этом случае желательные навыки естественным образом включаются в состав стереотипных форм поведения и образуют стойкие доминанты, сравнимые по активности и надежности с наследственными функциональными стереотипами. Впоследствии задача управления поведением сводится к выработке критериев применения этих стереотипов, что реализуется уже в возрасте молодняка. Это становится особенно важным для представителей пород с активным стереотипным уровнем (таких, как ротвейлеры, терьеры, доги, бульдоги и охотничьи породы) ввиду той большой роли, которую стереотипы играют в поведении этих собак. В более позднем возрасте они вырабатываются с гораздо большим трудом и, как показывает практика, остаются менее надежными. В полугодовалом возрасте собака, в силу естественных закономерностей развития психики, максимально предрасположена именно к формированию критериального уровня, что достигается за счет дисциплины и подчинения старшим членам стаи (включая человека-хозяина). Таким образом формируются правила применения ранее закрепленных навыков, а от нормативной дрессировки этот этап воспитания и обучения отличается более естественной выработкой послушания. Необходимо внимательно следить за последовательным применением этих команд, добиваясь подчинения собаки и во всех более или менее нестандартных ситуациях переходя к стопроцентному управлению поведением. Тем самым собака естественным образом принимает нормы и критерии поведения, желательные для хозяина. При достижении собакой возраста молодняка навыки, используемые для управления поведением, применяются в соответствии с требованиями ситуации, что отвечает процессам приспособления, протекающим в этом возрасте. Каждая прогулка, множество бытовых ситуаций предоставляют богатые возможности для ситуативного применения дисциплинарных навыков. Так, например, если собака при хождении по улице остро реагирует на встречных собак, лучше всего заранее дать ей команду "Рядом" (или "Справа", если так легче разойтись со встречной собакой) и добиться выполнения команды с той же четкостью, как при выполнении дрессировочного упражнения. Для отвлечения внимания собаки можно менять направление движения (змейки, зигзаги) и скорость хода. Если собака реагирует на появление другой собаки сильным возбуждением, лает, сильно натягивает поводок, рвется в сторону, то следует усадить (или уложить - в зависимости от самооценки) ее по команде и успокоить, выдержав паузу, пока встречная собака не пройдет мимо. Нужно обращать особое внимание на отмену команды "Сидеть" - полезнее всего сменить ее командой "Рядом" и продолжить движение. То же самое рекомендуется делать и в случае нежелательной реакции на любые особые раздражители - действия людей, появление кошки, приближение транспорта и т.п. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы ни собака, ни хозяин не натягивали поводок. Воздействие на собаку осуществляется только рывками - иначе команда останется по существу невыполненной. Команда "Фу!" в этих случаях подается исключительно для пресечения отдельных резких движений собаки. В качестве дополнительных навыков, расширяющих возможности управления поведением, можно рекомендовать следующие команды: * "Можно" - разрешение каких-либо действий; * "Вперед" - выход собаки вперед с контролируемым натяжением поводка; * "Тише" - регулировка скорости движения; * "Слушай" - снятие острой реакции на происходящее за счет концентрации внимания на пассивном наблюдении; * "Место" - закрепление торможения ("выдержки") без перемещения (перемена позы допускается); * "Кругом" - поворот на 180° без хозяина * "Сзади" - движение позади хозяина с той же скоростью; * "Держать" и "Дай" - отрабатываются именно как парные команды; * "Неси" - движение с какой-либо вещью в пасти.

Ника: Использование упражнений на снарядах в зоопсихологической практике Превосходные возможности для воздействия на психику собаки предоставляют упражнения на тренажерах и снарядах. При воспитании молодой собаки активная работа такого рода может начинаться после полугодовалого возраста, а в корригирующих программах - по показаниям. Такие упражнения не только помогают совершенствовать физическую форму собаки и развивать координацию движений и пространственную ориентацию, но и являются эффективным средством формирования самооценки. Одновременно упражнения на снарядах позволяют совершенствовать управление поведением, обеспечивая более надежное и охотное выполнение самых разнообразных команд. Если предшествующая дисциплинарная подготовка была направлена на сдерживание инициативы собаки и подавление нежелательного поведения, то работа на снарядах служит естественным и эффективным переходом к выработке критериев активного принятия решений и инициативного поведения. Упражнения на снарядах развивают также и вариативное мышление собаки и помогают выработать критерии эффективности сложных комбинаций навыков. Одновременно действия хозяина при выполнении сложных упражнений эффективно регулируют отношения собаки с хозяином. Благодаря генерализации механизмов психической деятельности, присущей животным, механизмы, выработанные в упражнениях на снарядах, легко переносятся и на другие ситуации, вследствие чего достигается надежная коррекция психической деятельности и поведения собаки. В качестве снарядов и тренажеров могут использоваться любые сооружения и естественные препятствия, подходящие по размеру: парапеты, тумбы, мостики, скамейки, оградки и заборы, поваленные и наклонно растущие деревья, груды камней и земли, насыпи, сугробы и т.д. Для мелких собак в качестве тренажеров прекрасно подойдут обрезки труб соответствующего диаметра (для прохода по "туннелю", перепрыгивания и балансирования), тарные ящики и картонные коробки, доски и т.п. Часть упражнений может выполняться на крылечках, детских горках и любых других сооружениях, имеющихся на детских площадках (разумеется, только в отсутствие детей и с хорошо выгулянной собакой, при неукоснительном соблюдении санитарных норм!). Упражнения на снарядах и тренажерах можно подразделить на четыре большие группы: 1. Прыжки - перепрыгивание через препятствия разной высоты и ширины, с опорой и без нее; запрыгивание на снаряды с задержкой и "с ходу"; спрыгивание с высоты. 2. Лазание - подъем по лестнице и наклонной плоскости с последующим спуском, с остановками и без них; вскарабкивание по неровной поверхности; подъем и спуск по грудам камней, сваленным в кучу или сложенным в штабель бревнам и доскам; подъем и спуск по наклонным стволам деревьев и т.п. 3. Движение по снаряду - проход по импровизированному буму, мостику, по толстой ветви дерева; переход с одного предмета на другой; движение с остановками и поворотами. 4. Ползание - проход под снарядом ниже роста собаки; проход сквозь трубу диаметром несколько меньше роста собаки и т.п. Сложность упражнения определяется параметрами снаряда (высота, ширина, крутизна наклона и т.п.). Наращивать сложность можно только после уверенного освоения и охотного выполнения собакой предшествующих упражнений. Весьма желательно подбирать снаряды таким образом, чтобы на каждом этапе изменялся только один параметр сложности: например, увеличивать высоту бума и уменьшать его ширину лучше поочередно, на разных этапах работы. Необходимо помнить, что при повышении сложности снарядов и упражнений воздействовать на собаку насилием и любыми конфликтными методами строго воспрещается! При необходимости нужно дать собаке время для самостоятельного осмысления упражнения и постепенной тренировки необходимых движений. При падении, отказе и другой неудаче на снарядах следует успокоить собаку, ни в коем случае не проявляя своего неудовольствия, и попытаться повторить упражнение. Если собака отказывается повторно идти на снаряд, то нужно выполнить несколько более легких упражнений (лучше для этого перевести собаку в другое место), щедро поощряя за успехи. Затем необходимо вернуться на тот же или аналогичный снаряд (возможно, со сниженной сложностью) и добиться выполнения трудного упражнения, снизив по возможности требования к чистоте исполнения и помогая собаке. Заканчивать занятие на неудаче или отказе собаке ни в коем случае не следует! Исключение составляют те случаи, когда работа на снарядах используется для коррекции завышенной самооценки собаки (см. ниже). К категории особой сложности следует отнести упражнения на качающихся снарядах: висячий мостик, перекатывающееся бревно, качели, карусельки и т.п. Эти упражнения требуют от собаки не только хорошего развития вестибулярного аппарата (превосходящего уровень, свойственный этому виду в целом) и высокой координации движений, но и заставляют ее преодолеть глубинные психологические запреты. Следует также заметить, что тренировка вестибулярного аппарата, как и любое расширение сугубо видовых возможностей, облегчает межвидовые взаимодействия и совершенствует взаимопонимание собаки и человека. Однако неудачи в упражнениях такого рода и неправильное их выполнение чреваты резким снижением самооценки и утратой доверия к хозяину. Поэтому упражнения на качающихся снарядах могут выполняться только с хорошо подготовленной собакой, обладающей достаточно высокой самооценкой и при условии безоговорочного доверия к хозяину. Хозяин обязан обеспечить надежную страховку собаки от физических и психических травм. Целый ряд снарядов допускает использование их для разных упражнений. Так, например, скамейка служит барьером, бумом, тренажером для ползания и ограниченной площадкой для выполнения комбинаций движений. Это не только разнообразит выполняемые упражнения и позволяет подобрать те, которые необходимы в каждом индивидуальном случае, но и развивает вариативное мышление собаки за счет различения функций одного и того же предмета. Упражнения на снарядах могут и должны использоваться в течение всей активной жизни собаки, в разных местах и при разных обстоятельствах. Особое внимание следует обращать на них в период реабилитации собаки после различных заболеваний, физических и психических травм, а также при снижении самооценки (независимо от вызвавших его причин) и при нарушении отношений с хозяином. Влияние работы на снарядах на самооценку собаки объясняется не только повышением уверенности в своей физической силе и ловкости, но также и особенностями пространственного восприятия собаки. Собаки очень чувствительны к соотношениям по росту и к взаимным положениям по вертикали - ведь в дикой природе высота головы над землей для не летающих и не лазающих животных, к которым относятся псовые, непосредственно соотносится с физической силой животного. Поэтому все упражнения, связанные с подъемом на некоторую высоту относительно уровня земли и роста собаки, которые позволяют взглянуть на все окружающее сверху (в прямом смысле слова), эффективно повышают самооценку собаки. Такими упражнениями можно пользоваться и для долгосрочного повышения постоянной самооценки, и для экстренного ее поддержания, когда собака почему-либо потеряла уверенность в себе (появление более сильного конкурента, неудача в других упражнениях и т.п.). В то же время упражнения на снарядах позволяют эффективно понизить завышенную самооценку у излишне самоуверенной собаки, склонной к доминированию над человеком. Для этого достаточно разучить какое-либо упражнение на снаряде и затем два-три раза "осадить" собаку рывком поводка на прыжке или проходе по снаряду. Можно также дать ей задание резко повышенной сложности и, добившись невыполнения или отказа, закончить занятие на неудачной попытке, не возвращаясь на трудный снаряд и не выполняя более легких упражнений. Повторяющиеся неудачи лишают собаку уверенности в своих возможностях настолько эффективно, что это позволяет преодолевать конфликты, связанные с нарушениями стайных отношений (как внутривидовых, так и межвидовых) и с периодом возрастного бунта. Эти приемы оправдали себя также и в применении к драчливым собакам. После отработки основных упражнений на снарядах полезно присоединить к ним сформированные ранее дисциплинарные навыки, тренируя самоконтроль (торможение) и активную инициативу в их чередовании, при выполнении единой и непрерывной последовательности действий. Так, например, можно после подъема на детскую горку посадить или положить собаку; при проходе по бревну использовать команды управления движением; соединив повороты по команде "Кругом", добиться выполнения пируэтов и т.п. Широкие возможности для поддержания интереса собаки к работе предоставляет и комбинация разных снарядов и вариантов маршрута между ними по тому принципу, который используется в дрессировке "аджилити". Наиболее развитые формы работы на снарядах подразумевают переход к так называемому вторичному научению, которое широко использовали в практической работе бихевиористы (например, Карен Прайор). Вторичное научение означает способность животного самостоятельно и творчески изобретать новые варианты действий при выполнении упражнений или новые комбинации уже привычных действий. Достигается это следующим образом. Подведя собаку к хорошо знакомому ей снаряду, на котором она уже уверенно выполняет достаточно сложные комбинации, нужно дать ей общую команду пуска "Вперед" или вспомогательную команду "Делай", но не давать никаких уточняющих команд, обозначающих конкретные действия. Наиболее вероятно, что собака начнет перебирать известные ей варианты, ожидая похвалы хозяина. Однако хвалить за выполнение ранее разученных действий и комбинаций в данном случае не следует. После некоторого периода растерянности собака начнет придумывать такие последовательности и комбинации действий, которые поощрялись бы хозяином. Можно подбадривать собаку повтором команды "Вперед". Когда собака предлагает новую, не сформированную хозяином комбинацию, ее следует щедро поощрить. Выход на уровень вторичного научения становится возможным только после хорошей тренировки комбинаторного мышления под руководством хозяина. Непременным условием этого качественного перехода является высокая заинтересованность собаки в работе и хороший контакт с хозяином, что обеспечивается правильным режимом поощрений (см. раздел 7.2). Вторичное научение приобретает особое значение для тех собак, которым предстоит работать в сложной и быстро меняющейся обстановке, характеризующейся большим многообразием вероятностных факторов, и которые должны гибко и инициативно строить сложные поведенческие стратегии. Тем самым отрабатывается и совершенствуется и сам процесс принятия решения. Вторичное научение заставляет собаку активно ориентироваться на реакции и действия хозяина, прогнозируя их и принимая в качестве первостепенного поведенческого критерия. Даже в простейших своих формах вторичное научение хорошо подготавливает собаку к инициативной функциональной деятельности и обеспечивает переход к последующим этапам обучения. В этой связи особо важно то, что вторичное научение носит принципиально непроцедурный характер, подготавливая собаку к качественно новому осмыслению результативности и эффективности поведения. Как показывает опыт, во многих сложных ситуациях, когда процесс принятия решений осложнен многообразием учитываемых факторов окружающей среды и неоднозначностью прогноза, собака, хорошо овладевшая вторичным научением, способна предложить человеку оригинальные стратегии решения конкретной задачи, нередко более эффективные, чем те, которым может научить ее человек. Именно так достигается полное использование видовых возможностей собаки, которые делают ее ценнейшим сотрудником человека в его полезной деятельности. Важнейшие функциональные виды поведения в сложных областях деятельности, в реальной среде, в значительной степени основываются именно на механизмах вторичного научения и на принципе самоподкрепляемого поведения, заставляющего собаку принимать результат поведения как наиболее ценное его подкрепление. В быту вторичное научение обеспечивает гибкость и адекватность поведенческих реакций собаки на многообразие событий и факторов окружающей среды, значительно повышает возможности адаптации животного к изменениям среды и образа жизни.

Ника: Ситуативное обучение собаки Для обеспечения наибольшей адекватности и гибкости инициативного поведения собаки, отвечающего критериям хозяина, целесообразно предусмотреть в ходе подготовки молодой собаки специальный этап - ситуативное обучение. Наиболее подходящим периодом для ситуативного обучения следует считать возраст 10-12 месяцев, когда созревание психики становится надежной основой именно для развития стратегического мышления, окончательного формирования адекватной самооценки и принятия собакой социальной ответственности за членов своего сообщества. Единственным, но крайне важным условием проведения такой подготовки молодой собаки является успешное преодоление социальных конфликтов, связанных с возрастным бунтом, и адекватность представлений о старшинстве видов. К этому возрасту естественное развитие психики предрасполагает молодую собаку к высокой активности, инициативе и гибкости поведения - на этих качествах строится ее поведение самоутверждения, они определяют собой возможности окончательной социализации и занимаемый в результате стайный ранг. Однако обязательным требованием к домашней, семейной собаке является полное подчинение ее самостоятельного стратегического мышления требованиям хозяина как наиболее приоритетным критериям поведения. Поэтому вторичное научение и ситуативное обучение предоставляют прекрасные возможности демонстрации собаке требований и критериев хозяина. И поэтому же развитие инициативы и стратегического мышления ранее, чем будет преодолен социальный конфликт, обусловленный созреванием, может повести к неправильному формированию представлений собаки о старшинстве видов. Основной целью этапа ситуативного обучения становится определение смысла реакций собаки на события в окружающем мире. Конкретные варианты поведения собака может выбирать самостоятельно, но отношение ее к происходящему и содержание поведенческих реакций устанавливаются хозяином. Хозяин определяет и тот круг ситуаций, в которых принятие решений собакой представляет собой критически важный фактор (например, отношение к посторонним, транспорту, другим собакам и т.д.; различные рабочие ситуации). Для каждой из этих ситуаций устанавливаются пределы желательных и нежелательных реакций и вариантов поведения - например, агрессия или нейтралитет, угрожающее поведение или избегание в зависимости от поведения и действий постороннего. Эти реакции собаки формируются с помощью инструктора-зоопсихолога, работающего с хозяином собаки, и хорошо подготовленных ассистентов, выполняющих разработанные заранее сценарии. Участие ассистентов в ситуативном обучении определяется необходимостью проработки тех ситуаций, которые связаны с критериями поведения по отношению к посторонним людям. Необходимым условием эффективного ситуативного обучения следует считать точную диагностику состояния психики собаки, действующих в данной ситуации мотиваций и тех ее поведенческих стереотипов, которые способствуют или препятствуют выработке желательных форм сложного ситуативно обусловленного поведения. Ключевым фактором в ходе ситуативного обучения становятся именно породные и индивидуальные стереотипные формы поведения (будь они наследственными или благоприобретенными). В связи с этим особое значение приобретает квалификация и зоопсихологическая подготовка ассистента, который должен тонко чувствовать, понимать и анализировать поведение собаки и мгновенно адекватно реагировать на малейшие изменения в состоянии собаки, даже не успевшие найти свое выражение во внешнем поведении. В этом ассистенту помогает хорошее знание ритуальных и коммуникативных форм поведения и наблюдательность, позволяющая замечать и правильно оценивать даже незначительные признаки, отражающие эмоции собаки. Ассистент должен своими действиями аккуратно и точно вызывать желательную реакцию собаки, формируя и закрепляя то состояние психики, которое обуславливает желательный тип поведения. Важным требованием к ассистенту в ходе ситуативного обучения является отсутствие конфликтных, "укротительских" мотиваций по отношению к собаке. В тех случаях, когда ассистент стремится к самоутверждению за счет силового конфликта с собакой, баланс собственных мотиваций собаки, относящихся к данной ситуации, значительно искажается в силу высокой значимости конфликтного поведения. При преобладании мотиваций первого порядка существенно осложняется адекватная оценка собакой других факторов ситуации. В частности, снижается роль взаимодействия с хозяином и интеграция его требований с собственными критериями поведения. Следовательно, эффективное ситуативное обучение становится невозможным Опираясь на породный и индивидуальный баланс мотиваций собаки, на выраженность тех или иных стереотипов поведения (доминант), на характер отношений собаки с хозяином и учитывая динамические характеристики поведения (темперамент) собаки, инструктор-зоопсихолог продумывает и режиссирует обучающие сценарии - конкретные варианты учебных ситуаций с участием ассистента (ассистентов), собак-наставников и с максимальным использованием реальных обстоятельств. При разработке сценариев используются и выработанные ранее дрессировочные навыки, в том числе - и специально подготовленные в ходе обучения или предшествующей коррекции поведения. Сценарии строятся на основе требований хозяина к поведению собаки. В ходе занятий эти сценарии определяют собой действия ассистента и необходимые действия хозяина собаки. Занятия проводятся только в индивидуальном режиме и на привычных для собаки местах, в реальной обстановке - вблизи жилища, на выгуле, на улице и т.д. Нужно внимательно следить за тем, чтобы у собаки в ходе ситуативного обучения ни в коем случае не возникали прочные сопутствующие ассоциации - с местом, со временем, и организацией занятий, с присутствующими людьми, поведением инструктора и ассистента, с используемым реквизитом и т.п. Возникновение побочных ассоциаций определяется по тому, что собака начинает уверенно прогнозировать события в их связи с обстоятельствами - например, подходя к привычному месту занятий, начинает идти так, будто ей дана команда, или оглядываться в происках ассистента. Кроме того, при закреплении побочных связей заметно повышаются активность и реактивность поведения собаки в соответствующих обстоятельствах. Во время занятия инструктор-зоопсихолог организует работу ассистента (ассистентов) и собак-наставников, а также непосредственно работает с хозяином собаки, помогая ему правильно реагировать на происходящее и формировать желательное поведение собаки. Ассистент (ассистенты), зная задачу и действуя в рамках подготовленного сценария, провоцирует и активизирует желательное поведение собаки, подавляя нежелательные реакции. Он фиксирует все изменения в состоянии и поведении собаки, а также анализирует причины этих изменений. По результатам наблюдений ассистента сценарий может быть пересмотрен с учетом любых дополнительных факторов. Определяя круг учебных ситуаций и желательные поведенческие реакции собаки, зоопсихолог обязан неуклонно соблюдать социальные и этические нормы. Так, например, если хозяин собаки требует от животного агрессивного поведения по отношению к неподготовленным людям, прохожим, играющим во дворе детям и т.п., инструктор-зоопсихолог обязан принять все меры для пресечения агрессии и объяснить хозяину собаки все возможные последствия его действий. В особо сложных случаях нам представляется оправданной блокировка возможной агрессии у собаки вопреки воле хозяина, что позволяет в значительной мере предотвратить выработку социально опасного поведения другими способами. Даже в тех случаях, когда у хозяина нет жалоб на состояние психики и поведение собаки в целом, а ситуативное обучение проводится как этап воспитательной работы, его методы и техника очень индивидуальны. Они могут включать в себя некоторые приемы коррекции психики и поведения - в той мере, в какой мотивации собаки и ее реальное поведение противоречит желательным. При формировании нужных психологических и мыслительных механизмов весьма полезно применение навыков, заимствованных из дрессировки по специальным службам (розыскной, поводыря слепых, связной и т.п.). В процессе ситуативного обучения устраняется излишняя агрессивность или трусость собаки, снижается общая возбудимость и нервозность, снимается чрезмерное торможение и повышается активность поведения у флегматичных собак и так далее. Эффективное ситуативное обучение позволяет нивелировать все те недостатки психики, которые при использовании традиционной техники дрессировки могут сделать рабочую подготовку собаки практически невозможной. Возможности сопутствующей коррекции психики и поведения разрешают, например, выработать удовлетворительное поведение даже у излишне холеричных и меланхоличных собак, которых дрессировщики обычно выбраковывают еще на этапе дисциплинарной дрессировки. Важным моментом в ситуативном обучении, имеющим немалое самостоятельное значение, является использование синонимичных команд ("Сядь", "Посиди" вместо "Сидеть"; "Пошли" вместо "Рядом" и т.п.). Такие синонимы могут применяться как более слабые по требовательности функциональные дубли нормативных команд, но могут и быть поставлены в зависимость от ситуации. Тем самым облегчается выработка связи требований хозяина с особенностями ситуации. Кроме того, этот прием способствует развитию восприятия собакой человеческой речи, а следовательно, совершенствует абстрактное мышление животного. Одновременно улучшается контакт с хозяином - ориентируясь на выбор синонимов, собака начинает учитывать не только реальные обстоятельства, но и настроение хозяина. Принцип непроцедурного ситуативного обучения показал свою эффективность при формировании любого поведения семейной собаки в быту. Кроме того, этот этап обучения служит подготовкой для любого функционального обучения (натаски и притравки охотничьих собак, подготовки таможенных собак для розыска оружия и наркотиков и т.п.) Одна из причин этого состоит в том, что для эффективной отработки любых функциональных навыков необходима адекватная самооценка и уверенность собаки в собственных возможностях, как физических, так и психических. Эти качества надежно и прочно формируются именно в ходе ситуативного обучения, закладывающего в психике надежную основу для дальнейшего функционального обучения. Все выше написанные посты в этой теме взяты: lib.rus.ec


ВОЛЯ: Проверь свою собаку ! Большинство тестов проводятся зоопсихологом или будущим владельцем животного — далее для краткости «экспериментатором». I. Около 1 месяца 1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону. Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция. Менее желательно — безрассудное любопытство; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах. 2. Подзыв на прикорм. Тест проводится в трех вариантах: подзыв условным сигналом, прикорм без условного сигнала (оба варианта выполняются экспериментатором) и подзыв хозяином. Проверяются отношения с хозяином и закладка начальных стереотипов. Поэтому желателен вариант, при котором щенок реагирует на корм (необходимое условие) и охотно подходит на условный сигнал — и к хозяину, и к экспериментатору. II. 2-3-й месяц 1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону. Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция; щенок может вести себя более осторожно, чем в месячном возрасте. Безрассудное любопытство в этом возрасте неестественно и маловероятно; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах. 2. Трофейные игры. Перетягивание игрушки, «отнималки». Желательна уверенная хватка и удержание игрушки. Робкая или слабая хватка, ее отсутствие, отсутствие удержания игрушки, избегание игры нежелательны и могут свидетельствовать о недоразвитии отношений с хозяином или страхах, связанных с собственным опытом. 3. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев. Желательно четкое различение узкого круга «своих» и остальных людей, проявляемое в отношении к ним. Допустима некоторая осторожность по отношению к чужим. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром. III. 4-й месяц 1. Тест с ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении щенка, немного в сторону. Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — осторожная исследовательская реакция, при которой собака обращает внимание на экспериментатора. Менее желательно — безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах. 2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев. Желательно сравнительно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром. 3. Развитие социальных стереотипов щенка оценивается по его поведению. По возможности — наблюдением в естественной среде и опросом хозяев определяются попытки щенка (независимо от пола) имитировать садку на ноге хозяина. Такие попытки свидетельствуют о нормальном развитии социальных стереотипов. Если же такие попытки не делаются, следует предположить отставание в развитии или неадекватную самооценку. 4. Формы внутривидового общения оцениваются по результатам опроса хозяев и, по возможности, наблюдением в естественной среде. Желательны (т.е. нормальны в этом возрасте) уверенное поведение в отсутствие более старших собак и проявления почтения вплоть до заискивания в их присутствии; желательно также, чтобы щенок проявлял свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите. Желательно также наблюдать за отношениями щенка со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п. IV. 7-й месяц 1. Тест с ключами (или монетами и т.п.): связку ключей бросают в направлении собаки, немного в сторону. Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — исследовательская реакция, развивающаяся в два этапа. Сначала собака обращает внимание на предмет, а после его обследования — на экспериментатора. Менее желательно — безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; выраженная реакция избегания нежелательна. Любые сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, поскольку свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах. 2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев. Желательно сравнительно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Допустимы попытки доминирования или некоторая осторожность по отношению к чужим. Нежелательны любые проявления страха или неврастенический синдром. 3. Развитие социальных стереотипов собаки оценивается по ее поведению. По возможности — наблюдением в естественной среде и опросом хозяев определяются попытки собаки (независимо ог пола) имитировать садку на ноге хозяина. Такое поведение к этому возрасту должно затухать. Если же такие попытки активно повторяются, следует предположить отставание в развитии или неадекватную самооценку. 4. Формы внутривидового общенияоцениваются по результатам опроса хозяев и, по возможности, наблюдением в естественной среде. Желательны (т.е. нормальны в этом возрасте) уверенное поведение в отсутствие более старших собак и более уверенное, чем в раннем возрасте, поведение в их присутствии; в отношении ровесников допустимы попытки доминирования. Возможны переходы от «пробных» взрослых форм поведения к детским (в частности, детские формы заискивания не говорят о трусости собаки). Желательно также, чтобы собака проявляла свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите в острых ситуациях. Желательно также наблюдать за отношениями собаки со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п. Нежелательны проявления страха или агрессии, неврастенический синдром. Такие отклонения могут указывать на неадекватную самооценку, отставание в развитии или закрепленные в жизненном опыте страхи. V. 10-11-й месяц (у некоторых пород — до 14 месяцев) 1. Тест ключами (или монетами и т. п.): связку ключей бросают в направлении собаки, немного в сторону. Желательный тип поведения, свидетельствующий о нормальном развитии психики — исследовательская реакция, развивающаяся в три этапа. Сначала собака обследует предмет, затем обращает внимание на руки экспериментатора, а в заключение заглядывает ему в лицо. Возможно безрассудное любопытство в отношении предмета или экспериментатора; реакция избегания крайне нежелательна. Сочетания с неврастеническим синдромом должны насторожить экспериментатора, т.к. свидетельствуют о перенесенном стрессе или привычных страхах. 2. Отношение к человеку (знакомому и незнакомому): по возможности, определяется наблюдением в естественной среде и опросом хозяев. Желательно четкое различение своих и чужих, проявляемое в отношении к ним. Весьма желательна хорошая управляемость собаки. Допустимы попытки доминирования. Нежелательны любые проявления страха или агрессии, неврастенический синдром, отсутствие управляемости. Такие отклонения могут свидетельствовать о пробелах в воспитании, неадекватной самооценке, отставании в развитии или закрепленных в жизненном опыте страхах. 3. Отношение к ритуальным жестам. Экспериментатор подносит руку к голове собаки сверху, снизу, сбоку. Желательна умеренная реакция на жесты: избегание движения руки сверху, очень уверенное поведение при приближении руки снизу и уверенно-безразличное при жесте сбоку от головы. Возможно, но нежелательно безразличное отношение ко всем жестам, свидетельствующее о непонимании ритуальных форм поведения — нарушениях развития в возрасте трех и шести месяцев. Чрезмерные реакции могут указывать на привычные страхи или неадекватную самооценку. Желательно уверенное поведение; допустимы попытки доминирования, прекращаемые в случае протеста партнера. Желательно также, чтобы собака проявляла свою связь с хозяином, вплоть до просьбы о защите в особо острых ситуациях. Желательно также наблюдать за отношениями собаки со знакомыми и незнакомыми собаками — общее, различия, процесс установления отношений и т. п. Нежелательны проявления страха или агрессии, неврастенический синдром. Такие отклонения могут указывать на неадекватную самооценку, отставание в развитии или закрепленные в жизненном опыте страхи. В более поздних возрастах возможны любые из описанных проверок с учетом тех возрастных этапов, которым они соответствуют. Отклонения от желательного поведения могут свидетельствовать о дефиците тех уровней психики, которые формируются в данном возрасте. Н. Д. Криволапчук, зоопсихолог, автор курса и учебника по прикладной психологии домашней собаки для ветвузов России, автор книг, радио- и телепередач о животных, член Международной Научной и Медицинской Сети, кинолог-эксперт

Люда: с Facebook Собачий язык. Знать обязательно:))



полная версия страницы