Форум » Дрессировка » Охота и испытания » Ответить

Охота и испытания

Gil: Правила полевых испытаний ретриверов ранга САСТ и САСІТ по розыску и подаче битой птицы [more]ПРАВИЛА ПОЛЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ РЕТРИВЕРОВ РАНГА САСТ И CACIT по розыску и подаче битой дичи ПРИНЯТО ПРЕЗИДИУМОМ КСУ 11 марта 2009 г. УТВЕРЖДЕНО ПРЕЗИДЕНТ КСУ Онищенко Г.Г. ПРАВИЛА ПОЛЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ РЕТРИВЕРОВ РАНГА САСТ И CACIT по розыску и подаче битой дичи 1. На испытаниях по розыску и подаче битой дичи оценивается работа ретриверов в условиях, приближенных к охоте. По команде ведущего собака должна быстро найти упавшую птицу на суше, на воде или в прибрежных зарослях, принести ее неповрежденной и подать в руки ведущему. 2. Испытания ретриверов ранга САСТ по розыску и подаче битой дичи проводятся как в открытое, так и закрытое для охоты время, испытания ранга CACIT - в открытое для охоты время. Для испытаний может использоваться болотная, полевая, боровая и водоплавающая птица. Допускается использование как свежеотстрелянной, так и замороженной, но предварительно оттаянной, пригодной для подачи дичи (без явных повреждений, не протухшая). На испытаниях выявляются и оцениваются следующие рабочие охотничьи качества: подача, чутье, поиск, настойчивость, постановка, послушание и отношение к выстрелу. 3. Подача - способность собаки быстро и безотказно только по команде ведущего приносить и отдавать ему в руки неповрежденную битую птицу из "крепкого" места, с суши и воды. 4. Чутье - способность собаки обнаружить битую птицу, используя все органы чувств. 5. Поиск - тщательность и быстрота обыскивания местности собакой при розыске битой дичи, как на суше, так и на воде. В поиск собака отправляется только по команде ведущего. Быстрота хода зависит от условий местности (ровный луг, заросли, топкие места и т. п.). Поиск на суше и на воде должен быть управляемым по ширине и по дальности отхода от ведущего. 6. Настойчивость - энергичность и целеустремленность собаки в розыске дичи, умение найти и принести птицу. Собака должна активно разыскивать битую дичь в направлении указанном ведущим и подавать ее ведущему в течение всего времени испытаний, самостоятельно не прекращать поиск, до обнаружения птицы. 7. Постановка - самостоятельное, осмысленное и правильное поведение собаки во время выполнения всех элементов работы, при полном контакте с ведущим. 8. Послушание - четкое, быстрое и правильное выполнение команд ведущего, отданных голосом, свистком или жестом. 9. Отношение к выстрелу - спокойное поведение собаки при выполнении всех упражнений с выстрелом. Собака в это время должна находиться около ведущего без поводка. 10. На испытаниях работа собаки расценивается по следующей шкале максимальных баллов. Таблица 1 Подача Чутье Поиск Настойчивость Воспитание Общий балл Постановка послушание отношение к выстрелу 35 20 10 10 10 10 5 100 11. Дипломы за охотничьи качества присуждаются собакам при получении ими следующих минимальных баллов. Таблица 2 Степень диплома Общий балл В том числе за Подача чутье воспитание (суммарно) I 80 30 16 20 II 70 25 14 18 III 60 20 12 16 12. Перед началом испытаний экспертная комиссия: - производит ознакомление собак с запахами дичи, используемой для подачи. - проводит инструктаж по правилам испытаний и технике безопасности. 13. В процессе испытаний экспертная комиссия проверяет выполнение элементов постановки и послушания: - хождение без поводка у ноги по команде "рядом" - перед пуском собаки на первую подачу; - отзыв с подачи и повторный посыл - в начале выполнения первой одиночной подачи, по указанию экспертной комиссии ведущий отзывает собаку с подачи, когда она отошла от него не ближе чем на 15-20 м и после ее подхода вновь посылает на подачу. Примечание. Отзыв с подачи считается выполненным, если собака по команде подошла к ведущему и вновь пошла на подачу только по его команде. 14. Для выявления и оценки рабочих охотничьих качеств ретриверу предоставляется возможность выполнить комплексы обязательных заданий по розыску и подаче битой дичи. Все задания выполняются c выстрелом из охотничьего ружья (холостым патроном) - САСІТ или стартового пистолета - САСТ. 15. Для получения диплома собака должна успешно выполнить следующие задания по подаче битой птицы: Первое упражнение - подача птицы с суши с расстояния 30-35м, заброшенной на виду у собаки и ведущего, время выполнения упражнения - 5 мин, Второе упражнение - подача птицы с суши из "крепкого" места с расстояния 30-35м, место падения которой собака и ведущий не видели, в этом случае собака должна работать по направлению, указанному ведущим (ведущему направление поиска указывает эксперт), время выполнения упражнения - 5 мин, Третье упражнение - подача птицы с воды или через водное пространство с расстояния не менее 40 м., заброшенной на виду у ведущего и собаки, прямой подход к битой птице должен быть закрыт трудно преодолимыми зарослями или другими препятствиями, чтобы собака сама решала, как удобнее подойти к битой птице, время выполнения упражнения - 5 минут, Четвертое упражнение - подача двух птиц с воды с расстояния 30-35м. Обе птицы должны находиться на открытой воде, на расстоянии 3-5 м друг от друга. Птицы для подачи забрасываются заблаговременно до начала упражнения. Ведущему указывается направление нахождения птиц. Ведущий после посыла собаки остается на месте. За второй птицей собака посылается по дополнительной команде. При подаче с воды собака должна проплыть до птицы не менее 10 метров, время выполнения упражнения - 10 минут Пятое упражнение - обыскивание участка местности площадью 70х70м. До начала выполнения упражнения производится скрытая закладка тушек птицы на расстоянии не менее 30-35м от собаки в количестве 2шт. Расстояние между тушками 15-20м. Начинается выполнение упражнения с заброса под выстрел третьей птицы, время выполнения упражнения - 10 мин. Примечания. 1. Любая из выше перечисленных подача считается выполненной и подлежит расценке, если собака подала птицу ведущему в руки. 2. На испытаниях допускается работа не более 5 собак по одному следу - САСТ, и не более 3 собак - САСІТ. 3. При выполнении упражнения по обыскиванию местности на одном участке на испытаниях допускается работа не более 5 собак, а на состязаниях не более 3 собак. 4. При выполнении каждого упражнения, кроме четвертого, ведущий должен до завершения подачи оставаться на месте. 5. Целостность тушки дичи проверяется комиссией до и после выполнения каждой подачи. 6.Тушки дичи, не задействованные в выполняемом упражнении, должны находиться вне зоны работы собаки или быть в упаковке, не пропускающей запах. 16. При выполнении четвертой подачи ведущий оставляет собаку на "промежуточной позиции" (проверка выдержки собаки при отходе ведущего), и отходит от нее на 10-15м, после выстрела собака посылается на подачу. 17. При выполнении заданий по подаче битой дичи обязательным условием является испытание каждой собаки последовательно по всему комплексу заданий по розыску и подаче битой дичи неразрывно от первого до последнего упражнения. 18. Все упражнения должны выполняться собакой только по команде ведущего, для выполнения любого упражнения устанавливается контрольное время, отсчет которого начинается с момента отдачи ведущим команды на розыск и подачу битой дичи. 19. В случае нарушения какого-либо из условий выполнения заданий по розыску и подаче битой дичи, допущенного со стороны ассистентов или экспертной комиссии, работа собаки по этому упражнению не засчитывается, и его выполнение должно быть повторено. 20. Собака снимается с испытаний и остается без расценки с указанием причин снятия в протоколе комиссии в следующих случаях: - при отказе идти в поиск в течение 5 мин или при превышении контрольного времени, отведенного на выполнение подачи; - при отказе идти в воду; - при боязни выстрела; - если собака рвет птицу или пытается ее есть; - при получении собакой травмы; - при физическом воздействии ведущего на собаку (побоях), а также при даче лакомства или показе его во время испытаний; - при игнорировании ведущим указаний экспертной комиссии и нарушении правил техники безопасности обращения с оружием; - по просьбе ведущего и с согласия экспертной комиссии, до выполнения 1 подачи. 21. Испытания не проводятся при: - при температуре воздуха выше 25 С и ниже 0 С - при полном безветрии; - при затяжном дожде, при надвигающейся грозе и во время нее; - при недостаточной видимости (сумерки, густой туман); - при наличии льда на водоеме. Примечание - собака работает без ошейника и поводка. 1. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ 22. Собаки принимают участие в испытаниях в порядке, определенном жеребьевкой, которая проводится перед началом испытаний публично под руководством члена экспертной комиссии. 23. Председатель и члены экспертной комиссии вправе инструктировать сразу всех участников испытаний или по отдельности перед началом работы каждого следующего номера. 24. Для испытаний может применяться как свежеотстреляная дичь, так и предварительно замороженная, а перед испытаниями размороженная до температуры окружающего воздуха. Срок хранения дичи на воздухе, в прохладном месте - не более 24 часов. Перед началом испытаний каждой очередной собаки экспертная комиссия обязана осмотреть всю предназначенную для подачи дичь и убедиться 'в ее пригодности для проведения испытаний. Непригодная дичь должна быть заменена, вне зависимости от того, сколько раз она уже использовалась. 25. Для проведения полевых испытаний ретриверов по розыску и подаче битой дичи выбирается место в охотничьих угодьях, полностью отвечающее условиям выполнения собаками всех заданий: участок суши не менее 100-150 м в ширину и не менее 150-200 м в длину с естественными препятствиями - канавами, ямами, зарослями кустарника, крапивы и густой высокой травы; наличие водоема, достаточно глубокого, большого и заросшего водной растительностью, т.к. по условиям выполнения подачи с воды собака должна проплыть не менее 10м. Участок испытаний должен быть типичным для охотничьих угодий данной местности. Для предотвращения привыкания испытуемых собак к конкретным ориентирам и местам, а также для снижения нагрузки на угодья, на одном и том же участке не рекомендуется проводить испытания ретриверов более пяти раз за сезон. 26. На выбранном для проведения испытаний участке экспертной комиссией и ассистентами определяется "зона испытаний", внутри которой вехами отмечаются "контрольная точка", "огневые позиции", "промежуточные позиции", "зона ожидания". При необходимости в разметке можно использовать помощь собаководов, чьи собаки в испытаниях в данный момент не участвуют. 27. В "зоне испытаний" запрещается находиться кому бы то ни было, кроме ведущего с испытуемой собакой, членов экспертной комиссии и ассистентов. Ведущие с собаками, ожидающие своей очереди на испытания и уже прошедшие их, обязаны постоянно держать собак на привязи для предотвращения их случайного проникновения в "зону испытаний" и находиться в "зоне ожидания". 28. "Контрольная точка" - точка на краю "зоны испытаний", помеченная вехой. К "контрольной точке" ведущий подходит с собакой на поводке, там снимает с нее поводок и ошейник, получает от экспертов указания о маршруте следования, об очередности и условиях выполнения заданий, охотничье ружье и необходимое число патронов к нему. Ведущий начинает движение из " контрольной точки" только после указания экспертов. Выход ведущего с собакой "у ноги" с "контрольной точки" в "зону испытаний" считается началом проведения испытаний, и с этого момента все действия ведущего и собаки контролируются и оцениваются экспертами. После окончания выполнения задания (заданий) ведущий с собакой "у ноги" возвращается в "контрольную точку", где передает экспертам всю найденную собакой дичь, оружие стреляные гильзы, берет собаку на поводок, получает от экспертов информацию о результатах испытаний и направляется к месту сбора участников испытаний - в "зону ожидания". 29. "Огневая позиция" - место в "зоне испытаний", помеченное вехой, с которого ведущий производит выстрелы по подброшенной дичи или в указанном экспертной комиссией направлении. Расстояние между "контрольной точкой" и первой "огневой позицией" должно быть не менее 10-15 м. В момент выстрела собака должна находиться рядом с ведущим в любой позе (сидеть, стоять, лежать). От вехи на "огневой позиции" измеряются все расстояния для выкладывания или подбрасывания дичи при испытании собак. 30. "Промежуточная позиция" - место в "зоне испытаний" (укрытие), помеченное вехой, в котором ведущий оставляет собаку при подготовке к выполнению "подачи скрытой птицы" или "подачи подранка". Собака должна иметь хорошую выдержку и спокойно оставаться в указанном месте, не пытаясь следовать за ведущим самостоятельно, без команды, даже при выстреле. 31. Своевременное подбрасывание, выкладывание битой дичи в определенные места угодий во время проведения испытаний выполняют ассистенты экспертов из числа прошедших предварительное обучение или инструктаж стажеров, владельцев ретриверов, чьи собаки не испытываются в данный момент, либо из числа специально приглашенных охотников. Ассистенты обязаны строго выполнять все оговоренные требования и условия по выкладыванию или подбрасыванию дичи по сигналам экспертов и не оказывать влияния на работу испытываемых собак. При необходимости эксперты вправе запрашивать у ассистентов сведения о выполнении собакой отдельного задания, свидетелями которого они были. Перед началом испытаний очередной собаки ассистенты, проинструктированные председателем экспертной комиссии, занимают заранее определенные места - "скрадки" в "зоне испытаний". Ассистенты обязаны иметь при себе необходимое количество битой дичи, хранящейся в чистых и герметичных пластмассовых мешках или контейнерах, а все действия по подготовке дичи к испытаниям, забрасыванию или выкладыванию осуществлять в чистых пластиковых перчатках. ТАБЛИЦА ШТРАФНЫХ ОЧКОВ Требования для получения высшего балла Высший балл Недостаток, снижающий расценку Штрафной балл I ПОДАЧА Высшим баллом оценивается способность собаки быстро и безотказно только по команде подавать ведущему в руки неповрежденную битую птицу из "крепкого" места, с суши и с воды взятую поперек тушки или за основание шеи (в зависимости от размеров птицы) 35 а) берет птицу не поперек тушки (кроме птицы крупных размеров) 1 б) отдает птицу неохотно 3 в) не сразу берет битую птицу, требуется повторная команда, по повторной команде отдает в руки 5 г) по пути к ведущему положила птицу на землю и продолжила подачу после нескольких повторных команд 7 д) идет на подачу без желания, только по повторной команде 8 е) не сразу берет обнаруженную птицу, требуются несколько дополнительных команд для завершения подачи, кладет дичь к ногам ведущего 10 ж) найденную дичь неоднократно кладет на землю и берет после повторных команд 10 з) слегка щиплет или не сильно мнет птицу, отсутствуют заметные повреждения 11 и) неохотно отдает птицу 13 к) берет "жесткой хваткой", которая портит птицу 15 л) не подала одну птицу 15 Примечания: 1.Оценка подачи начинается с момента обнаружения птицы и до ее завершения. 2.Если собака, выйдя из воды, положила птицу, отряхнулась и продолжила подачу без повторной команды, расценка не снижается. 3.Если собака положила птицу для того, чтобы удобнее ее взять, сразу взяла ее и продолжила подачу без повторной команды, расценка не снижается. 4.Если собака берет крупную птицу (гуся, глухаря) не поперек тушки, то расценка не снижается II ЧУТЬЕ Высшим баллом оценивается чутье собаки, быстро и безошибочно нашедшей всех птиц. Собака должна пользоваться ветром и воздушными потоками, точно выходить к месту падения птицы, безошибочно отрабатывать проложенный след, а при причуивании птицы быстро находить ее, используя все органы чувств. 20 а) ковыряет на следу 1 1 б) плохо пользуется направлением ветра, требуются корректирующие команды 2 в) без причуивания пересекает проложенный след один раз 2 г) не причуивает птицу, находящуюся "на ветре" на суше или на воде на расстоянии ближе 4м, в зависимости от вида птицы и силы ветра и проскакивает птицу 1 раз 3 д) как в п. г), только проскакивает птицу 2 раза 4 е) не точно выходит к месту падения птицы, необходимо продвижение ведущего вперед 4 ж) теряет проложенный след, при его отработке, один раз 4 з) без причуивания пересекает проложенный след несколько раз 6 и) не причуяла одну птицу 8 8 Примечания: 1. Оценка чутья производится по совокупности всех работ. Если недостаток, снижающий расценку, проявляется при нескольких подачах, то в сумме баллов скидки он учитывается один раз. 2. Проходы птицы "за ветром" не учитываются и на расценку не влияют. 3. Проходы птицы на расстоянии не ближе 1,5 м в "крепком" месте не учитываются и на расценку не влияют. III ПОИСК Высшим баллом расценивается самостоятельный, энергичный поиск без пропусков не обысканных мест, с выходом к месту падения птицы по наиболее удобному пути подхода, при поиске на воде собака должна уверенно плавать и рационально преодолевать препятствия. Поиск должен быть управляемым по ширине и дальности. 10 а) недостаточно энергичный поиск 1 б) недостаточно системный поиск, оставляет не обысканные места 2 в) с трудом преодолевает препятствия на воде 2 г) многократные повторные проходы по обысканным местам, требуются корректирующие команды 3 д) неуверенно плавает (плавает плюхом) 5 е) бессистемный поиск 5 ж) не замечает птиц, лежащих на воде и на открытом месте 6 з) поиск очень узкий, собака не отходит от ведущего дальше 10 м 6 IV НАСТОЙЧИВОСТЬ Высшим баллом расценивается энергичная, настойчивая работа по розыску и подаче птицы при выполнении всех упражнений в различных угодьях, энергичное преодоление препятствий на суше, на воде и в крепях. 10 а) недолго задерживается в крепях 1 б) самостоятельно прекращает поиск и возобновляет его после одной повторной команды 2 в) неохотно идет в "крепкие" места, требуется подбадривание, повторные команды 3 г) недостаточная настойчивость в отработке следа (возвращается к ведущему) 4 д) неохотно идет в воду, требуются повторные команды 4 V ВОСПИТАНИЕ Постановка Высшим баллом оценивается собака самостоятельно и правильно ведущая себя во время выполнения всех элементов работы, внимательно следящая в процессе испытания за действиями ведущего и правильно реагирующая на них, самостоятельно выбирающая наиболее рациональный подход к месту падения птицы 10 а) нет самостоятельности в работе, останавливается и ждет дополнительных указаний от ведущего 1 б) для привлечения внимания собаки требуется повторить кличку или команду 1 в) нерационально преодолевает препятствия при подходе к месту падения птицы 2 г) для привлечения внимания собаки требуется многократно повторять кличку или команду 2 д) срывается на подачу без команды 3 е) ведущий сходит с места для оказания помощи собаке дополнительными командами 4 ж) работает только на постоянных командах ведущего 5 з) при выполнении четвертого упражнения уходит с "промежуточной позиции" без команды. 5 Послушание Высшим баллом оценивается собака охотно, быстро и точно выполняющая все команды ведущего, отданные голосом, свистком или жестом. 10 а) для выполнения команды иногда требуется ее один раз повторить 1 б) для выполнения команды требуется повторить ее два раза 2 в) для выполнения команд требуется их повторять несколько раз 3 г) не выполняет отзыв с подачи 5 Отношение к выстрелу При выполнении всех упражнений под выстрел собака должна находиться рядом с ведущим без поводка и быть спокойной при выстреле. 5 а) при выстреле срывается с места, но возвращается по команде 1 б) при выстреле срывается с места и не возвращается по команде и выполняет упражнение 3 г) при выстреле пугается и убегает 5 Примечание: Оценка постановки, послушания и отношения к выстрелу производится по совокупности всех работ. Если недостаток, снижающий расценку, проявляется при выполнении нескольких подач, то в сумме баллов он учитывается один раз. ПОЛОЖЕНИЕ ПО СУДЬЯМ 1. Экспертиза на испытаниях ранга САСТ, САСІТ проводится экспертной комиссией, состоящей из трех человек: судьи и двух квалифицированных ассистентов, имеющих звание инструктора или эксперта КСУ по данному виду испытаний. Судья является председателем экспертной комиссии. 2. Всю документацию ведет секретарь, выделенный оргкомитетом организации, проводящей испытания. 3. На испытаниях ранга CACIT судья должен иметь квалификацию судьи FCI по этому виду испытаний, на испытаниях ранга САСТ судья должен иметь квалификацию не ниже судьи КСУ по этому виду испытаний. 4. Председатель и члены экспертной комиссии не имеют права проводить экспертизу собак: - принадлежащих лично им, их супругам и взрослым детям; - приобретенных непосредственно у них, не ранее 6 месяцев. 5. Председатель и члены экспертной комиссии не имеют права выхода из состава комиссии для экспертизы оставшимся составом, вышеупомянутых собак. Правила присвоения титулов и сертификатов КСУ для собак охотничьих пород 1. Испытания ранга CACIT считаются состоявшимися, если в них принимает участие шесть и более собак 2. Все титулы присваиваются собакам, имеющим родословные признанные КСУ (титулы присваиваются всем собакам с полной и регистровой родословной) 3. На испытаниях ранга CACIT могут принимать участие собаки, возраст которых на день состязаний составляет 18 месяцев и 1 день. 4. На испытаниях ранга САСТ могут принимать участие собаки, возраст которых на день испытаний не менее 11 месяцев. 5. CACT присуждается на испытаниях собак охотничьих пород ранга CАCT, собаке получившей наибольшее количество балов (при оценке ее работы судьей на диплом первой степени (отлично). 6. CACIT присуждается на испытаниях ранга CACIT собаке, набравшей в своей породе наибольшее количество баллов, при условии оценки ее работы на диплом первой степени ("отлично'') 7. R.CACIT присваивается собаке, занявшей второе место по баллам при оценке "отлично'' 8. Все собаки, получившие на испытаниях ранга CACIT диплом первой степени (отлично), получают CACT. 9. Кобели и суки одной породы работают вместе и борются за один CACIT. 10. Титулы САСТ и CACIT при испытании ретриверов могут присваиваться в каждой породе ретриверов, если их количество в породе будет шесть и более. 11. Если в каждой породе ретриверов число участников меньше шести, то все породы ретриверов борются за один CACIT или САСТ. 12. Принимать участие в испытаниях ранга САСТ и CACIT могут только собаки, занесенные в каталог испытаний. ЧЕМПИОН УКРАИНЫ ПО РАБОЧИМ КАЧЕСТВАМ СОБАК ОХОТНИЧЬИХ ПОРОД 1. Наличие 2-х сертификатов CACT,полученных у двух разных судей по одному и тому же виду испытаний. [/more]

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Gil: Отработка поиска Начинать отрабатывать “челнок” следует уже с подросшей собакой, стараясь не перегружать ее, в угодьях с минимальным количеством дичи (дупель, бекас, перепел), так как если дичи много, то ее запахи все время будут нарушать правильность поиска щенка. В тоже время, полное отсутствие птицы быстро наскучит щенку искать и он быстро переключится на поиск мышей. Перед началом отработки поиска следует все-таки показать щенку птицу (дать понюхать). Собака должна знать что она ищет. Посылать собаку работать следует только при достаточном ветре и пускать ее в поиск обязательно против ветра. Именно при этих условиях легко вырабатывается правильность поиска “челноком”, когда собака работает на равномерных параллелях, перпендикулярно ходу ведущего. Кроме того, поиск против ветра не приучает ее копаться по набродам, а заставляет причуивать птицу верхом. Отработка “челнока” начинается с того, что собаку усаживают командой “Сидеть”. Натасчик отходит от нее метров на 15 и командой “Ищи”, одновременно показав рукой, направляет ее в поиск, а сам уходит в том направлении, в каком догоняет его собака. Если собака пойдет пешком, то лучше удаляться бегом. Щенок, естественно, побежит за хозяином и перегонит его. Как только собака перегнала натасчика, он поворачивается в противоположную сторону и немного вперед и начинает уходить, наблюдая за бегущим псом. Увидев, что тот оглянулся, подает короткий свисток и показывает рукой новое направление поиска, убыстряя шаги. Это процедура повторяется многократно. Постепенно собака привыкнет к тому, что короткий свисток означает сигнал к изменению направления движения. Если собака ходит шагом, самому нужно передвигаться как можно быстрее, подбадривая щенка. В тоже время следите за тем, что-бы щенок не переутомился. Как только увидите, что он устал, сделайте перерыв. Во время отработки “челнока” следует отрабатывать останавливающие команды”Сидеть”, “Стоять”. Вначале щенок усаживается недалеко от ведущего, затем дистанция увеличивается. Это упражнение поможет в дальнейшем удержать собаку на месте после взлета дичи и не прибегать к строгому ошейнику и к корде. Не разрешайте щенку копаться на набродах. После того, как отработан челнок можно переходить непосредственно к натаске по определенному виду дичи. Автор: Виктор Сиротин Источник: labradorhunt.narod.ru

Gil: Отработка подачи Подача врожденная склонность ретриверов, но тем не менее ее нужно развивать. Используйте игрушки при отработке подачи: схватил щенок игрушку, а вы ему покажите лакомство и команду “Дай”. Чтобы схватить угощение он открет рот и отдаст игрушку. Повторите это несколько раз, но не настолько много, чтобы щенку надоело. Как только щенок научится за лакомство с охотой отдавать поноску, переходите к следующему этапу. Усадите щенка командой “Сидеть” около себя и отбросьте на метр в сторону знакомый предмет, укажите на него и ласково скажите: “Подай”. Скорее всего, он подбежит к игрушке, схватит и принесет к вам, после чего по команде “Дай” - отдаст в руки, конечно за вознаграждение. Постепенно увеличивайте дальность заброса. Если щенок не реагирует на брошенный предмет, не берет его и не приносит: бросьте поноску, предварительно помахав ею перед щенком; или привяжите предмет к бечевке, дергая за нее, вы увеличите желание щенка не упустить поноску. Отрабатывать прием “Подай” лучше, когда щенок голоден. Однако подача различных предметов вовсе не означает, что в дальнейшем собака также охотно будет подавать и дичь. Поэтому желательно уже с первых занятий бросать на подачу крыло птицы или замороженную в холодильнике тушку маленькой птицы в пере, например перепела. В том случае, если ретривер категорически отказывается брать в рот птицу, следует поступить так. Нужно взять женский чулок, поместить в него тушку и перевязать конец чулка шпагатом. Оставшуюся свободную часть чулка надеть на тушку еще раз и снова перевязать. Это одевание нужно повторить несколько раз. Теперь можно обучать щенка подаче, как с обычной игрушкой. После нескольких уроков следует снять и отрезать один слой чулка, потом второй и так далее. Последний слой снимается тогда, когда собака абсолютно твердо усвоит подачу тушки. Не утомляйте щенка, обычно для закрепления приема “Подай” им занимаются два раза в день (утром и вечером) по три-четыре раза за урок. Если щенок берет поноску, но не хочет подбегать к вам: привлеките его внимание лакомством и убегайте от щенка. Он побежит за вами и в момент когда вас догонит, вы поворачиваетесь и предлагаете лакомство. Если предыдущий вариант не действует - щенок убегает от вас - проделайте следующее: как только он схватит брошенный предмет, скомандуйте: “Сидеть”, подойдите к нему сами и по команде “Дай” с предложением угощения отберите. Самое главное, дать понять щенку, что лакомство он получит лишь при условии отдачи поноски в руки хозяина. Приучайте щенка отдавать вам предметы из положения сидя и только в руки. На испытаниях такая подача оценивается высшим баллом. Ретривер очень любит игры, когда ему что-либо толкают ногой он бежит, приносит и бросает вам в ноги. Такие игры обычно портят подачу в руки и потом очень сложно приучить собаку правильно подавать.. Ни в коем случае нельзя наказывать собаку при обучении подаче, так как это может навсегда отбить у нее охоту подаватьвообще. С ретривером можно охотиться на болотную, полевую, боровую и водоплавающую дичь, но начинать натаску надо по болотной дичи. В работе ретривера преобладает следовая работа, поэтому в первую очередь следует научить щенка пользоваться верхним чутьем при розыске птицы, настроить его нос на мелкую дичь, обладающюю более слабым запахом. Автор: Виктор Сиротин Источник: labradorhunt.narod.ru

Gil: Натаска по болотной дичи Натаскивать ретривера по болотной дичи, так же как легавых и спаниелей лучше всего начинать по дупелю, так как он близко подпускает собаку, летит ровно, низко и не далеко, пролетев метров 100 вновь садится. Найдя одного дупеля, можно дать собаке сработать по нему подряд четыре-шесть раз. Двух-трех дупелей, имеющихся на болоте вполне хватит для натаски собаки. Бекас для натаски менее ценнен, так как не подпускает собаку так близко как дупель. Но можно натаскивать и по нему. Этих птиц можно найти на заливных лугах вдоль рек и на окраинах болот. Выйдя с собакой на луговину, натасчик заходит против ветра и направляет собаку в поиск, двигаясь тихим шагом также против ветра, внимательно наблюдая за поведением собаки и правильностью ее поиска. Собака должна двигаться правильным “челноком”, в 10 метрах перед ведущим, отходя в стороны не ближе 20 и не далее 30 м. Когда собака выходит за границы ширины поиска, натасчик подает ей сигнал свистком, чтобы изменить направление ее поиска. Если собака не меняет направление, то ей подают команду “Сидеть”, после чего пускают в нужном направлении. Темпераментным собакам можно привязывать длинную корду на ошейник как для натаски легавых и при непослушании дергать за нее. Однако надо понимать, что использование корды является довольно суровой мерой и использовать ее можно тогда, когда собака знает что ищет, от присутствия дичи находится в возбужденном состоянии и в силу этого не может выполнять ваши команды. В момент причуивания птицы собака начинает тщательно принюхиваться, ускоряет темп поиска, возбуждается и начинает вертеть хвостом как пропеллером. Этот элемент называется потяжкой - собака уточняет место нахождения дичи. После потяжки следует подводка - резкий бросок в сторону птицы, имеющий цель поднять птицу. Ретриверы не делают стойку перед птицей как легавые (остановка перед найденной дичью), которая дает возможность охотнику подойти ближе к собаке для верного выстрела. Поэтому необходимо вырабатывать у собаки привычку сокращать быстроту хода и приостанавливаться после причуивания птицы до подъема ее на крыло. Такая медленная потяжка вырабатывается и закрепляется остановкой собаки в момент причуивания дичи - натасчик подает собаке команду “Сидеть”, после чего подходит к ней, оглаживает и подает команду “Вперед” для подъема птицы. После выработки медленной потяжки подачу команды “Сидеть” прекращают, но возвращаются к отработке этого приема каждый раз, когда собака пытается без потяжки перейти на подводку. Подводка в противоположность потяжке должна быть быстрой, энергичной, обеспечивающей подъем птицы в пределах выстрела охотника. Как правило ретриверы не страдают медленной подводкой, но при необходимости быстроту можно выработать следующим приемом: натасчик каждый раз, подойдя к собаке во время потяжки, подает команду “вперед” и одновременно делает один-два шага, побуждая собаку к более резким и быстрым движениям. После подводки собака не должна гнать поднятую на крыло птицу, так как это мешает охотнику в стрельбе. Натасчик должен немедленно подавать команду “Сидеть”. Если собака слишком горяча и не выполняет команду, следует использовать корду привязанную к ошейнику и в момент подъема птицы, повторная команда “Сидеть” выполняется одновременно с резким рывком за корду. Далее у собаки вырабатывают привычку после выстрела не бросаться самостоятельно вперед для подачи битой птицы, подавать охотнику птицу только по команде, быстро и не мять ее. Натаскивая собаку по болотной дичи вы конечно встретите и коростеля. Его не любят легашатники, так как он портит стойку их собакам, зато для ретривера это одна из основных птиц. Охота на коростелей очень азартна и увлекательна. Он очень неохотно поднимается на крыло, стараясь убежать от собаки, делает петли как заяц и возвращается на свои наброды. Поднять коростеля сложно, однако ретривер умело включает свое нижнее чутье и успешно справляется с этой задачей. Признаными мастерами в охоте на коростеля всегда являлись спаниели, но с появлением на российских просторах ретривера пальма первенства в этих охотах может перейти к нему. Ретриверу легче догнать и поднять бегущую птицу - он выше, сильнее спаниеля и обладает более энергичным поиском. Начинать показывать собаке коростеля лучше всего после ее знакомства с дупелем и бекасом, желательно после натаски и по полевой дичи (перепел). Приемы натаски по полевой дичи не отличаются от натаски по болотной. Автор: Виктор Сиротин Источник: labradorhunt.narod.ru


Gil: Натаска по водоплавающей дичи Натаскивать ретривера по утке начинают во второй половине июля, когда часть утиных выводков еще не летает, на небольшом болоте с одним или двумя выводками кряковых или чирковых уток. Подойдя к болоту с подветренной стороны и пустив собаку в поиск, натасчик медленно двигается и наблюдает за ней. От собаки не требуется поиск правильным “челноком”. Вполне достаточно, если собака будет умеренно широко, тщательно и энергично обыскивать пространство перед охотником. На болоте в первую очередь внимание собаки привлечет утка-старка, которая с кряканьем поднявшаяся от выводка постарается увести собаку от утят. Заметив место ее подъема, натасчик направляет туда собаку, чтобы она ознакомилась с запахом, оставленным взлетевшей птицей. На месте подъема утки собака начнет вертеть хвостом, усиленно принюхиваться и активно обыскивать место. Натасчик должен дать возможность собаке хорошо ознакомиться с запахом, оставленным взлетевшей уткой, и затем перевести ее на место нахождения затаившегося выводка. Собака активно ищет и находит затаившегося утенка, который при виде опасности попытается убежать. Собака начинает его преследовать, догоняет и ловит. В этот момент натасчик должен немедленно подать команду “Ко мне” и быстро двинуться в противоположном от собаки направлении. Собака, услышав команду и видя удаляющегося натасчика, побежит за ним не выбрасывая из пасти своей добычи. Когда собака догонит натасчика он останавливается, подает команду “сидеть”, а затем “дай”, берет у нее утенка и поощряет лакомством. Взятого утенка следует незаметно для собаки выпустить на место, где он был пойман. Спустя некоторое время натаску собаки можно продолжать на том же месте. После нескольких таких работ собака познакомится с запахом утки, у нее будет вырабатываться активность и настойчивость в розыске, а также навык приносить охотнику найденную птицу. Удачных Вам охот! Автор: Виктор Сиротин Источник: labradorhunt.narod.ru

Gil: Посмотрите видео-очень интересно и поучительно. http://www.keylon-dog.com.ua/videohuntlabr.html

Gil: ЗАНЯТИЯ СО ЩЕНКОМ ЛАБРАДОРА. ПОНОСКА Большинство лабрадоров любят помчаться за брошенным для них мячиком или палкой и принести их своему хозяину. Но настоящая поноска не ограничивается принесением брошенного мячика. Поноска — это упражнение на послушание. Говорить о том, что лабрадор овладевает этим упражнением, можно, только когда она по команде поднимает лежащий на земле предмет и держит его в пасти до тех пор, пока ей не разрешат выпустить. К этому ведет длинный путь, требующий терпения, поскольку и ретривер сам по себе редко владеет таким качеством. Чем раньше вы начнете приучать щенка лабрадора подавать, тем легче будет обучить лабрадора правильной поноске. Основное правило - всегда хвалить щенка лабрадора за то, что он что-то несет или подносит вам, неважно что. Даже если он притащит вам полуразложившуюся мышь или ценное растение из сада, которое вы только что высадили на клумбу, не ругайте щенка. Наказав его за это, вы тем самым добьётесь только того, что в будущем он припрячет свою добычу и уже никогда ее вам не принесет. В подобных случаях в воспитательных целях вы должны вмешаться до того, как щенок схватит предмет. Скажем, если вы заметите, что щенок приближается к вашему любимому цветку, скомандуйте «Фу!». Начинать целенаправленное обучение поноске следует только в доме или в саду. С одной стороны, щенка нужно стимулировать все подносить нам, а с другой — учить умению носить свою «ношу». В качестве предмета для поноски используют «манекен» («чучело»). Возьмите его в руки и сделайте вид, будто у вас что-то крайне интересное, но пока не давайте щенку. Так вы возбудите любопытство вашего питомца. Возьмите щенка на поводок и пройдите некоторое расстояние довольно быстрым шагом. И дальше сосредоточьте все свое внимание на чучеле, пока лабрадор не начнет просто сгорать от любопытства. Теперь на ходу подержите чучело перед мордой щенка и дайте ему взять его с командой «Апорт!» Продолжая идти, нахваливайте щенка. После того как он некоторое время подержал манекен, осторожно заберите его у щенка, сопровождая командой «Отдать!» Лабрадор не должен рвать или жевать манекен. Лучше всего вынимать чучело легким вращением. Если же щенок никак не желает отдавать его, возьмитесь ладонью сверху за пасть и раскройте ее, осторожно надавив на губы. Это были первые упражнения по несению поноски, затем начинайте тренировать поноску. Для этого дома сядьте на пол, держа чучело в одной руке. Посадите рядом с собой щенка и крепко держите его. Теперь отбросьте чучело на несколько метров. Выждите несколько се-кунд, чтобы щенок с самого начала знал, что ринуться за поноской он может только по команде. Затем по команде «Апорт!» отпустите его. Можете сказать и «Вперед, апорт!», таким образом у щенка отложится дополнительная команда, которая впоследствии нам понадобится. Как только щенок добежит до чучела и возьмет его, похвалите своего питомца. Но теперь похвала должна быть краткой. Это побудит щенка вернуться к вам. Как только щенок подойдет к вам, радостно поприветствуйте его и щедро расхваливайте. Дайте щенку подержать поноску несколько секунд, говоря, что он нашел нечто просто великолепное. Затем заберите поноску, скомандовав «Отдать!» Если не хотите заниматься дальше, уберите чучело и дайте щенку его обычные игрушки. Чучело предназначено только для дрессировки и никогда не используется для игр. Поэтому следите, чтобы оно никогда не валялось на полу. Если лабрадор, подойдя к вам, не держит чучело, а сразу его бросает, снова заинтересуйтесь чучелом и простимулируйте щенка к тому, чтобы его взять. Если он это сделает, похвалите его как следует. Но ни в коем случае не принуждайте щенка, потому что из-за этого он станет неохотно подходить к вам. Если лабрадор стремится отнести свою добычу в безопасное место, то есть к себе в корзинку, при тренировках садитесь на пол таким образом, чтобы находиться между чучелом и корзинкой. Теперь, когда щенок захочет отправиться к своей постели, он будет вынужден пройти мимо вас. Задержите его и щедро похвалите. Ретриверов, у которых сильно развит собственнический инстинкт добычи и которых трудно заставить поднести добычу к хозяину, можно попытаться соблазнить лакомством. Но используйте этот прием очень умеренно, ибо, чтобы побыстрее получить лакомство, некоторые собаки, подбежав к хозяину, тотчас бросают поноску. А это-то как раз неправильно. Конечно, учить подносить поноску можно и используя игрушки вашего щенка. Но тогда следите за тем, чтобы лабрадор все приносил вам в руки. Попробуйте, каким образом щенка можно побудить к этому. Используйте свое воображение! ОХОТНИЧЬЯ ПОНОСКА Если вы воспитываете подружейную собаку - охотничьего ретривера, приучайте его уже в щенячьем возрасте к поноске пернатой и четвероногой дичи. Например, вы можете чучело обернуть кусочком кроличьей шкурки. Чтобы познакомить щенка с пернатой дичью, используйте утиные крылышки или что-нибудь подобное. При отработке охотничьей поноски особенно важно, чтобы собака ни в коем случае не играла с ней и не грызла ее. Лабрадор должен захватывать поноску мягко, чтобы битая дичь не была повреждена.

Gil: ГРАФІК ПРОВЕДЕННЯ ІСПИТІВ ТА ЗМАГАНЬ СОБАК МИСЛИВСЬКИХ ПОРІД КСУ НА 2012 РІК http://www.uku.com.ua/shows_champ/Show_2012_ohotn.doc

Gil: Два подхода к испытанию ретриверов . 24 сентября 2011 года в Павлово-Посадском охотхозяйстве МО клуб «Охота и собаки» провёл первые международные состязания ретриверов ранга CACIT. Председателем экспертной комиссии был судья FCI Sajno'g Janusz (Польша). Цель одна, средства — разные! Правила проведения международных состязаний принципиально отличаются от правил испытаний охотничьих качеств ретриверов по розыску и подаче битой дичи в России. С помощью этих правил проверяются одни и те же рабочие качества, но используются разные принципы и подходы. Истоки этого следует искать в истории развития охотничьего движения ретриверов. Для сравнения: в Великобритании ему уже более ста лет, а в России всего пятнадцать! Немного истории Ещё в 1909 году английским Кеннел-клубом было принято правило, согласно которому ретриверы, прежде чем получить титул чемпиона на выставочном ринге, должны были получить сертификат по рабочим качествам. Это правило введено для того, чтобы ретриверы, не владеющие подачей или боящиеся выстрелов, не могли получать высоких титулов и тем более допускаться в племенное разведение. В России в 1995 году клуб «Охота и собаки» был единственным, кто организовывал натаски ретриверов. Тогда не существовало единого подхода к пониманию основных и второстепенных видов испытаний ретриверов и для того, чтобы включить собаку в рабочий класс на выставках, достаточно было сертификата по кровяному следу. Лишь в 1998 году клуб «Охота и собаки» впервые в России провёл чемпионат ретриверов по охотничьему многоборью, включающий кровяной след и розыск и подачу пернатой дичи (!). Именно в тот год появился первый российский проект правил полевых испытаний ретриверов. За основу были приняты положения испытаний ретриверов, проводимых в странах, где эти собаки выводились для охоты и где они для этого используются уже около двухсот лет, а именно — по розыску и подаче битой дичи. Но выявлять и оценивать предполагалось именно те специфические рабочие качества (чутье, поиск, настойчивость, постановка и послушание), которые нужны при охоте в России. День сегодняшний С того времени сменилось четыре варианта российских правил испытаний. Самыми толковыми были первые, в которых проводилась поэтапная оценка рабочих качеств ретриверов, и именно они были самыми близкими к мировым. А сегодняшние российские правила — это лишь набор упражнений, в которых по регламентам проведения не осталось ничего, что напоминало бы международные, — более того, они стали противоречить принципам FCI. Вот некоторые принципиальные отличия российских правил испытаний ретриверов от международных. • Испытания ретриверов в России по розыску и подаче битой дичи проводятся как в открытое, так и в закрытое для охоты время, международные – только в сезон охоты. • В России к испытаниям допускаются собаки в возрасте от 8 месяцев до 10 лет; в испытаниях CАCIT могут принимать участие собаки старше 18 месяцев, верхнего ограничения нет. • По национальным правилам допускается использование размороженной птицы. В соответствии с решением FCI, звание CАCIT присваивается только если дичь была отстрелена в день испытаний в присутствии собак. • При выполнении упражнений по подаче битой птицы обязательным условием является испытание каждой собаки последовательно по всему комплексу упражнений, от первого до последнего. Международные испытания предполагают работу собак по этапам, и ретриверы могут оцениваться на любом этапе. • Методика проведения оценки работ собак в России более объективна и удобна. Это традиционная стобалльная шкала с соответствующими графами. По международному регламенту собаки оцениваются субъективными квалификационными оценками: «отлично», «очень хорошо», «хорошо». • По национальным правилам собака должна выполнить девять подач птиц, независимо от баллов и степени дипломов; по мировым критериям собаке предоставляется столько попыток принести дичь, сколько сочтут нужным эксперты. Единственным условием является то, что для получения титула CACIT собака должна принести добычу не менее пяти раз. Трудная задача Можно представить, какая трудная задача стояла перед клубом «Охота и собаки», заявившим первые международные состязания ретриверов ранга CACIT в России. Нужно было соединить на первый взгляд «несоединяемое» и, несмотря на множество противоречий, представить программу проведения чемпионата, не нарушающую регламент FCI, но в то же время доступную и понятную для российских владельцев ретриверов. Клуб прекрасно справился с поставленной задачей. Желающих проверить себя на таких состязаниях оказалось много, но за два дня протестировать более чем 25 собак не представлялось возможным. Всех участников можно было разделить на три условные категории: охотники, владельцы спортивных собак и владельцы ретриверов, натаскивающие своих собак по национальным охотничьим методикам, принимающие участие в состязаниях и испытаниях, но не охотники. Мне было интересно, как сработают собаки из этих разных групп. Смогут ли достойно отработать «настоящие» охотничьи собаки по таким правилам? И как будут обыскивать местность «спортивные экземпляры»? Ведь на всех российских состязаниях собака и ведущий работают одни, даже без присутствия зрителей. Здесь же собака посылается из группы, причем все остальные собаки находятся без поводков и ошейников в зоне работы у ноги ведущего. Программа соревнований Состязания проходили в три тура. В I и II туре участники разбивались на группы по жеребьёвке. В I туре судьи, стрелки и ведущие с собаками двигались вперед в одну линию. После того как фазан был подстрелен, шеренга останавливалась и по сигналу эксперта выбранная собака посылалась за птицей. Выполнив упражнение, она не покидала «шеренгу». Движение возобновлялось, снова вылетал фазан и гремел выстрел — так каждая собака имела возможность выполнить подачу птицы из-под выстрела. В итоге четыре собаки с дисквалифицирующими ошибками были сняты с испытаний. Основной ошибкой была потеря контроля и подача дичи без команды. Оставшиеся собаки перешли во II тур. Во II туре для работы собаки с ведущими располагались на местности таким образом, чтобы животные имели максимум шансов для определения положения дичи. После отстрела всей дичи собак в порядке жеребьёвки отправляли в поиск. При наличии подранка собака отправлялась в поиск немедленно. Девять ретриверов, правильно выполнивших задания двух туров без грубых и грубейших ошибок, получили предварительно дипломы I степени и заслужили право участия в борьбе за титул CACIT. Остальные собаки были расценены следующим образом: четыре собаки остались без диплома, три собаки получили дипломы III степени и пять собак – дипломы II степени. На этом этапе лучше всего показали себя спортивные собаки. Ретриверам «охотничьим» на этом этапе было очень трудно работать, так как в России английского варианта охот, когда сначала охотники стреляют всю птицу, а потом собаки её собирают, практически нет — основные наши охоты с ретривером заключаются в подаче дичи сразу после выстрела охотника. В III туре каждый участник вызывался к «линии старта» последовательно. Собака должна была обыскать участок местности площадью примерно 1,0 га. До выхода собаки с ведущим производилась скрытая закладка трех птиц. Ведущему указывалось их примерное местонахождение. Начиналось выполнение задания с подачи видимой птицы. По результатам III тура претендентами на присвоение титула CACIT («Кандидат в чемпионы по рабочим качествам FCI») стали лабрадор-ретривер POLARFISCHER DUMBLEDORE (Шмель) (вл. Юлия Вершинина),и золотистый ретривер FINE ART RUDGIERI ELGRANDO (Грандо) (вл. Наталья и Андрей Янчен-ко). По времени выполнения обыска местности лидировал лабрадор Шмель, по технике и красоте исполнения — голден Грандо. Эти две собаки имеют абсолютно разные школы обучения. Лабрадор — представитель спортивных собак. Голден — представитель нашей национальной школы дрессировки и натаски. Обе собаки показали высокое мастерство и оказались уникальны каждый в своей породе, но с учётом I и II туров и проведённого сравнительного теста, где была видна постановка собаки, судья отдал предпочтение золотистому ретриверу FINE ART RUDGIERI ELGRANDO (Грандо), который получил титул CACIT и стал первым кандидатом в чемпионы по рабочим качествам FCI в России. Лабрадор Шмель получил титулы R. CACIT и САСТ и стал кандидатом в чемпионы России по рабочим качествам. Третье место заняла лабрадор BLONDES EMPIRE PRECIOUS MOMENTS (вл. Геннадий Цыганков) и, получив титул R. САСТ, стала резервным кандидатом в чемпионы России по рабочим качествам. На четвёртом месте — прямошёрстный ретривер STENVEYZ FIREBIRD (Тома) (вл. Мария Антич). Она стала Лучшей молодой собакой и кандидатом в чемпионы России по рабочим качествам. Нужны ли CACIT России? Проанализировав принципы и цели проведения CACITов, я задалась вопросом: «Нужны ли они России?». Ведь такого рода состязания не вписываются в Российское охотничье собаководство. Для русской охоты спортивные собаки, преобладающие на таких состязаниях, непригодны, да и образ жизни российского человека далёк от европейского. Чтобы выполнять все требования CACIT, собака должна быть очень выдержанной и работать всегда по направлению и указанию ведущего, что не показывает в полном объёме работу собаки, а лишь мастерство дрессировщика. Способы, которыми достигается такая дрессура, не всегда гуманны, физиологически небезопасны, такие собаки часто подвержены неврозам. Натаской это не назовёшь, ведь на натаске собака раскрывает свои врожденные способности, учится поиску, проявляя настойчивость. Одним из критериев охотничьего ретривера является постановка, самостоятельные и правильные действия собаки, особенно в крепях (труднопроходимых местах), где порой собака не видит ведущего и он в связи с рельефом местности не может управлять собакой (!). Выводы На основании вышеизложенного я считаю, что новый этап развития рабочих ретриверов в России заключается в разделении их на охотничьих и спортивных. Школы дрессировки для них различны: у спортивных понятие натаски отсутствует, как, впрочем, отсутствует и понятие подружейной собаки, каковой является ретривер. По спортивной системе ретривер проверяется на отношение к выстрелу, реакцию на выстрел — и не более того. Сторонники же охотничьей школы пытаются научить собак понимать ружейные выстрелы. Для охотничьих собак важен результат обыска местности, для спортивных — лишь скорость выполнения задания по четко указанному направлению. В нашей стране, в отличие от Европы и Англии, имеются необъятные просторы — поля, степи, луга и многочисленные водоемы, где многообразию и количеству обитающей у нас вольной дичи (более 150 разновидностей пернатой дичи!) может позавидовать любая страна. Менталитет российского охотника совсем иной, у нашего охотника другие интересы и ценности, он не желает лёгкой добычи дичи и предпочитает охоту в условиях жёсткой конкуренции с живой природой. На российских болотах нет стриженых газонов, а в русском лесу нет флажков-ориентиров. Как будут дальше развиваться рабочие ретриверы в России, покажет время, но во всем мире ретриверов считают охотничьей собакой, а спорт с ретривером — это своего рода мода, которая может не иметь в России логического продолжения… Фаткуллина Наталья, C_№12-2011, Дрессировка, Соревнования

Gil: Кому нужен именно ретривер? Предназначение ретривера. Ретриверы выведены для поиска и подачи битой дичи и подранков с суши и воды. И в этом им нет равных среди других групп подружейных собак. Кроме того, ретриверы могут отыскивать вольную птицу, поднимать ее на крыло и выставлять под выстрел. Это они делают в лучшем случае не хуже других подружейных собак. Эти две характеристики: «нет равных в подаче» и «один из многих, кто может отыскивать и выставлять под выстрел вольную птицу» – по сути, и определяют круг охотников, которым нужен ретривер. Итак: «подача» – предназначение, «поле»– приятный довесок. "Подача" важна, прежде всего, при охотах на водоплавающую дичь (утку и гуся) на осенних и весенних охотах, в том числе и при охотах из скрадка или засидки. Именно на этих охотах наиболее ярко проявляется уникальные способности ретривера заключающиеся в умении выполнять не только одиночные, но и двойные и тройные подачи битых птиц. При этом в полной мере используются такие породные способности ретриверов как хорошая зрительная память, выдержка, управляемость на расстоянии при поиске птиц, падения которых собака не видела, способность быстро преодолевать большие расстояния не только по суше, но и в ледяной воде, а также работать в «крепких» местах. Недаром в процессе таких охот ретривер зачастую добирает «чужих» подранков, а также битых и ненайденных предыдущими охотниками птиц. Кроме того, ретривер всем своим видом и направлением взгляда, помогает владельцу в сумерках определять направления подлета птиц. Весной ретривер пригодится на вальдшнепиной тяге. Без его помощи найти в сумерках битую птицу, а тем более подранка, было бы трудно. В «поле» ретривер может работать по любой птице. Но для поиска вольной птицы ретривер имеет преимущество перед другими подружейными собаками, пожалуй, только при обыске «крепких» мест, например, плотных зарослей прибрежного камыша при ходовой охоте на утку. Нужен ли вам ретривер? Воспитание любой собаки требует времени. Дрессировка и натаска охотничьей собаки требуют еще большего времени. Дрессировка и натаска ретривера более многогранны, чем дрессировка и натаска любой другой подружейной собаки. Поэтому прежде чем купить щенка ретривера, ответьте честно самому себе на следующие вопросы: 1.Готовы ли вы тратить достаточно большие деньги на покупку и содержание породистого щенка? 2.Является ли охота на водоплавающую птицу основной для вас? 3.Достаточно ли у вас знаний, времени и терпения на обучение и натаску ретривера? Если на любой из этих вопросов вы не можете дать положительный ответ, отложите покупку щенка охотничьего ретривера.

Gil: Для охоты ретриверу необходимы следующие врожденные и приобретенные навыки: Чутье (врожденный навык) — это способность собаки использовать зрение, слух и, самое главное, обоняние для поиска пернатой дичи. Охотничья собака без него бесполезна. Страсть к апортировке (врожденный навык) — это сильная врожденная склонность ретривера к подаче объектов. Мягкая хватка птицы при подаче (врожденный навык) — это хватка собакой дичи, при которой подаваемой птице не наносятся дополнительные повреждения. Работа навзрячь (врожденный навык) – это способность ретривера замечать полет и падение птицы или поноски и тщательно запоминать точное место падения. Желание угодить (врожденный навык) – это страстное желание собаки незамедлительно выполнить любую команду хозяина. Послушание (приобретенный навык) — это охотное и четкое выполнение собакой команд хозяина, отдаваемых свистком, голосом или жестами на любом расстоянии, на котором она может их воспринять. Выдержка (приобретенный навык) — это способность собаки игнорировать сильные внешние раздражители. Ваш ретривер действительно выдержан, если он может сидеть спокойно, когда после выстрелов по стае уток сидящую рядом другую собаку посылают подать битую птицу. Движение по прямой (приобретенный навык) — это способность собаки двигаться по прямой в заданном направлении для выполнения подачи «скрытой» цели. Управляемость на расстоянии (приобретенный навык) — это способность ретривера корректировать направление своего движения к «скрытой цели» по жесту-команде. Постановка (комплекс приобретенных и врожденных навыков) — это владение ретривером приемами охоты: работа навзрячь; подача «показаных», «запомненных» и «скрытых» «целей»; поиск подранков; самостоятельный рациональный поиск птицы в угодьях в пределах верного выстрела и выставление ее под выстрел; посадка при подъеме птицы или выстреле.

Gil: Как учить ретривера? Будь «вожаком». Большинство проблем в процессе воспитания и натаски ретриверов связаны с тем, что их владельцы не дали им четкое понимание о лидерстве человека перед собакой. Поэтому с первых же дней появления щенка в доме никогда не давайте ему повода усомниться в том, что вы являетесь вожаком стаи – «альфа-собакой». При натаске физическое влияние на собаку менее эффективно, чем психологическое. И «ментальное» доминирование намного более надежно, чем физический контроль. Обучай сам, будь терпелив. Порядок выработки и формирования приобретенных навыков хорошо описан в книге А.Алексеева «Теория и практика дрессировки собак». В ней говорится о том, что приобретенный навык (условный рефлекс, доведенный многократным повторением до автоматического и безотказного его выполнения собакой по команде или жесту дрессировщика) вырабатывается и формируется постепенно с закономерной последовательностью по трем стадиям. Первая стадия – выработка первоначального условного рефлекса на сигнал дрессировщика. Продолжительность этой стадии 3-10 дней (зависит от индивидуальных особенностей собаки и метода дрессировки), включает от 3 до 7 занятий и ежедневно отрабатывается не более 5-20 сочетаний условного и безусловного раздражителей. Признаком образования первоначального условного рефлекса считается, если на команду или жест дрессировщика собака активно выполняет самостоятельно нужное действие без применения безусловных раздражителей. Вторая стадия – упрочнение и усложнение первоначального рефлекса до навыка. Продолжительность второй стадии может быть от 1 до 2 месяцев. Выработка навыка средней сложности включает 3-5 занятий в неделю по 2-5 упражнений на каждом занятии. Навык считается выработанным, если он четко проявляется на команду или жест дрессировщика в обычных условиях обстановки при наличии отвлекающих раздражителей из окружающей среды. Третья стадия – совершенствование навыка до безотказности его выполнения собакой в сложных условиях. Продолжительность может быть от 1,5 до 2 месяцев. Выработка и совершенствование навыка считается завершенной, если он активно проявляется в сложной обстановке по первой команде или жесту, подаваемым дрессировщиком на расстоянии 30 метров от собаки. Таким образом, обучение требует времени, постоянства, терпения и никто кроме вас этого не даст вашему ретриверу. «Птичьей» собаку делают птицы. Поиск вольной птицы с помощью ретривера достаточно добычлив. От того, что легавые или спаниели могут это сделать в большинстве случаев эффективнее, меньше свою собаку вы любить не будете. Помните: птичья собака формируется при общении с птицей, поэтому надо чаще бывать в поле. Основные правила обучения. 1.Щенку необходимо безопасное место, в котором не проводится никакая коррекция. Лучше, если таким местом станет клетка – место, где он чувствует себя в безопасности и комфортно всегда. 2. В процессе любой тренировки следует подавать команду только один раз и всегда быть готовым в случае необходимости подойти к собаке и заставить ее подчиниться. 3. Будьте постоянны в названии команд и в жестах при подаче команд. 4. Ни в коем случае не повышайте на собаку голос. Если что-то не ладится в упражнении, вернитесь к предыдущим занятиям – наверняка где-то осталась дыра в знаниях. Найдите этот пробел и ликвидируйте его. 5. Занятия должны быть регулярными, продолжительностью 10–20 минут 5 дней в неделю. Однако помните, что вы должны поддерживать ваш статус лидера и требовать подчинения от собаки все время, а не только во время занятий. Пару дней каждую неделю надо освободить от тренировок для того, чтобы просто погулять со щенком. 6. Лучше не дать дурной привычке сформироваться, чем тратить много времени и сил на ее искоренение. С раннего детства поощряйте положительное поведение щенка и старайтесь не допускать негативного. Исправление вредных привычек существенно усложнит и удлинит процесс обучения в будущем. 7. Награда или коррекция эффективная для закрепления правильного поведения должна применяться точно тогда, когда желаемое или не желаемое поведение произошло, и точно там, где это произошло. Задержка похвалы во времени приводит к тому, что собака ассоциирует награду с последним действием, а не с тем, которое мы хотим усилить. То же относится и к коррекции. 8. Коррекция должна проводиться в понятной для собаки форме – трясите захваченную руками морду, за загривок. Уровень коррекции должен соответствовать уровню нарушения. Букварь охотника.

Gil: Установление иерархии. Если вы хотите занять место вожака стаи, вам необходимо постоянно посылать понятные собаке сигналы о том, что вы главный. Способы установления статуса «альфа-собака» широко освещены в кинологической литературе (рекомендую книгу Е.Н.Мычко «Поведение собаки», которая поможет вам не только в этом вопросе). Кроме того, всегда можно получить консультацию по этому вопросу у любого кинолога. Существуют определенные участки тела собаки, которые являются ответственными за установление или потерю другими собаками или человеком психологического превосходства или лидерства над ней. Самыми важными являются ее пасть, загривок шеи и область плеч. Для установления психологического превосходства над собакой, достаточной коррекцией будет одновременный твердый захват морды и шкуры в районе загривка или плечевой области с последующим энергичным встряхиванием. Битье ретривера – абсолютно неэффективный способ установления превосходства над ним. Важно свести к минимуму вербальное общение с собакой. Большинство зверей в основном общаются с помощью визуальных сигналов, а не голосовых. На собаку угрожающий пристальный взгляд действует более эффективно, чем пронзительный крик. Рассмотрим несколько приемов, которые можно использовать для установления вашей лидирующей позиции: 1.Избегайте принуждения со стороны собаки к поглаживанию; 2.Не гладьте собаку под челюстью, под брюхом или по груди; можно поглаживать собаку по спине, по макушке головы; 3.Время от времени кладите руку или ногу на спину вашей собаки, когда она лежит или сидит на полу; 4.Никогда не позволяйте ей класть лапы или голову на ваши ноги или просто ложиться поперек ваших ног; 5.Не позволяйте вашей собаке прыгать и ставить передние лапы на вас; 6.Не позволяйте собаке кусать или брать в пасть вашу руку. Твердо возьмите пасть щенка в руки и одновременно строго скажите: «Нет!». Продолжайте это до тех пор, пока проблема не исчезнет; 7.Собака должна спать на подстилке или в клетке, но не на вашей кровати или диване. Наиболее действенный «ментальный» контроль над собакой – контроль через визуальный контакт. Когда собака пытается избежать визуального контакта, то это знак неподчинения и попытка избежать выполнения команд. В этом случае усадите ее и походите перед ней, поддергивая поводок и командуя: «Глаза!». Когда ее внимание возвращается к вашему каждому движению и она устанавливает контакт глазами, похвалите ее вербально для закрепления правильного поведения. Когда она вновь отвернется от вас, поводком сделайте рывок и подайте команду «Глаза!» с целью возобновления контакта глазами. Похвалите, когда она подчинится. Ваша задача – дать собаке понять, что она должна следить за каждым вашим движением и избежать подчинения команде невозможно. То, за что мы бьемся – готовность собаки служить вам, «желание угодить». В большинстве линий разведения ретриверов в течение многих лет культивировалось способность к обучению и желание служить, что привело к их сверхпопулярности. Но иногда комбинация генов приводит к появлению особи, которая менее готова служить вам. Щенок, который следит за каждым вашим движением и не сводит своих глаз с вас, готов служить вам и вырастет интеллигентным и простым в натаске. Генетика не является единственным фактором, влияющим на готовность собаки служить вам. Ранние тренировки и неясность иерархии могут полностью подавить ее выдающиеся врожденные охотничьи навыки. Ретриверы и охота с ними.

Gil: Привязывание и социализация Кинологи различают две формы социализации – привязывание и непосредственно социализация. Привязывание – это доверительные отношения, которые устанавливаются между хозяином и собакой. Для собаки важнейшая часть процесса привязывания – это определение своего статуса в иерархии стаи, что позволяет ей четко знать границы своего поведения. Доверительные отношения с собакой формируются в процессе контакта руками, при кормлении и проявления внимания, которое маленький щенок получает от владельца. Чем больше внимания и заботы уделяется щенку, тем значительно проще натаскивать его в будущем. Социализация – это нечто другое. Для социализации щенка необходим жизненный опыт пребывания в различной обстановке, самостоятельного знакомства с окружающим миром, что позволит собаке понять законы, которые правят окружающим миром. Согласно исследованиям, возраст щенка от 49 до 84 дней наиболее благоприятен для формирования привязывания и взаимопонимания между собакой и человеком. Этот период существенно влияет на отношение собаки к людям и обучению на всю оставшуюся жизнь. Никогда у хозяина не будет больше такой возможности сформировать привязанность щенка к себе или повлиять на его черты характера в такой степени, как это возможно в этот ранний период. Таким образом, в возрасте от 7 до 9 недель щенку оптимально обрести нового хозяина, покинуть родительский дом и приступить к знакомству со всем разнообразием окружающего мира. Здесь может таиться опасность, потому что в этом возрасте он не имеет полного комплекта прививок и не обладает достаточным иммунитетом по отношению ко многим опасным для его здоровья болезням, что накладывает ограничения на его контакты с окружающим миром. Но, тем не менее, под бдительным присмотром хозяина, щенок должен познавать мир и контактировать с максимальным количеством людей. Единственный способ научить щенка чувствовать себя в безопасности в любой обстановке – это дать возможность получить опыт нахождения в различных обстоятельствах. Громкие звуки, выстрелы (для начала на отдалении и в ассоциации с чем-либо приятным, например едой или лакомством), общение с различными людьми, знакомство с водой, полем, лесом, птицами, другими собаками – это малая часть вещей, с которыми должен познакомиться малыш. Такой опыт позволит избежать в зрелом возрасте многих проблем, например развития фобий по отношению к выстрелам или к воде. Этот период хорош для приучения щенка к поездкам в клетке в машине. Отсутствие опыта социализации ведет к неуверенности собаки в себе, а уверенность в себе – имеет первостепенное значение для охотничьего ретривера. Развитие самостоятельности щенка и установление с ним постоянного контакта. Для установления хорошего контакта с собакой, с ней необходимо регулярно гулять начиная с возраста 8 недель (естественно, с учетом графика прививок, надо исключить места выгулов других собак и нежелательные контакты). Чтобы щенок уверенно чувствовал себя в любой ситуации, надо познакомить его с максимально возможными вариантами окружающей обстановки. С этой точки зрения, очень важно давать возможность щенку регулярно свободно побегать в поле или лесу, обследовать самостоятельно местность, познакомиться с запахами и звуками природы. Чем больше будет вариантов местности и видов растительного покрова, тем лучше. Пристегните к ошейнику веревку длиною около 2 метров и отпустите щенка самостоятельно побегать. Пусть веревка все время волочится за ним. Если вы хотите, чтобы он вернулся к вам, просто подайте несколько сигналов свистком для привлечения внимания, повернитесь и начните удаляться в противоположном направлении. Он, безусловно, кинется за вами, так как не захочет остаться один. Если есть интересные изменения рельефа местности или растительного покрова, познакомьте щенка с ними, пройдя через них и заманивая туда следующего за вами щенка. Не пытайтесь контролировать щенка голосом, контролируйте его вашими действиями через маневрирование по изменениям местности и растительности, своими поворотами и удалением от щенка. Ваша цель – развитие уверенности собаки в себе при встрече с чем-то новым на своем пути. Во время прогулок периодически прячьтесь в растительности – пусть он ищет вас. Это научит его использовать чутье и постоянно держать вас в поле зрения, поскольку в любой момент вы можете исчезнуть из виду. Он не хочет остаться один. Это важный шаг в установлении «ментального» контакта с собакой. Когда щенок привыкнет к волочащейся за ним веревке, подождите, когда он пронесется мимо вас, наступите и молча стойте на ней (если сделать несколько узлов, то веревка не проскользнет под ногой). Скорее всего, щенок начнет биться на веревке, пытаясь высвободиться. Не обращайте никакого внимания на него, даже если он будет визжать. Через некоторое время молча сойдите с веревки и продолжайте прогулку. Если веревка запуталась в кустах – еще лучше, потому что вас нет рядом, и вы не можете быть причиной проблемы. Щенок понимает, что вы контролируете его местонахождение и в случае необходимости придете на помощь. Оставьте его с застрявшей в кустах веревкой до тех пор, пока он не перестанет биться и смирится с положением. После этого молча подойдите и освободите его. Так щенок учится подчиняться контролю поводком. Он также учится тому, что вы его лучший друг, потому что вы единственный, кто всегда придет на помощь в критическую минуту. И, поскольку вы остаетесь все время безмолвным и воздействуете на него только вашими движениями, он учится пристально наблюдать и следовать за каждым вашим движением, потому что вы двигаетесь в самых невероятных направлениях и имеете обыкновение неожиданно исчезать, а он определенно не хочет остаться один. Это усиливает связь между вами, и щенок будет готов работать с вами всегда и везде. Дополнительным преимуществом таких прогулок является то, что щенок самостоятельно, без вашей опеки, учится исследовать новые территории. Вы только выручаете его, если у него возникают проблемы. Все это имеет огромное значение для укрепления веры щенка в себя и вас. Воспитание собаки. Дрессировка собаки .Охотничье собаководство. Рефлексы Собаки и охота с ними.



полная версия страницы